Франческа выросла и стала тренером
Франческу Янаеву, мастера спорта по спортивной гимнастике, я снимала пятнадцать лет назад в маленьком зале первой спортивной школы.
Она позировала мне у бревна. Франческа выросла, завершила карьеру и теперь сама стала тренером. Мы снова встречаемся у бревна в зале на улице Ватутина, 1, куда переехала спортивная школа. И снова с нами тренер Франчески Валентина Трубина, она возглавляет федерацию спортивной гимнастики.
Янаева позирует, смеется и вспоминает прежний зал. Говорит, что он был родной, но маленький, а тут теперь свобода — и есть отдельная половина для юношей. Очень хорошее оборудование, и не одно бревно, а три, и есть ямы, где можно пробовать новые элементы — падать в поролоновую яму легче, чем на маты.
— Успех зависит в том числе и от базы, — считает Франческа. — Было бы прекрасно, если бы в каждом районе было по небольшому такому залу. Тогда мы бы охватили больше детей, не все родители готовы возить ребенка на другой конец города. Я жила на Маяке и через путепровод ходила на тренировки, а теперь не каждый ребенка отпустит, даже на автобусе.
Франческа, как и планировала, стала тренером и преподавателем. Тренирует дошкольников в двух частных спортклубах и преподает физическую культуру для общего потока в ТюмГУ.
— Каждый преподаватель там работает в определенном направлении — у меня это аэробика, как классическая, так и степ, для девочек в основном.
— Ну и кто более послушный, дошкольники или студенты?
— Мне кажется, они очень похожи. Студенты только ушли из школы, почувствовали какую-то свободу. «Я такой независимый, классный, что вы мне тут указываете», их нужно и немного успокоить, и даже приструнить. Дошкольники тоже хотят побаловаться. Схожесть есть (смеется).
— Тренерская деятельность такая, как вы и ожидали?
— Особых трудностей не возникало, мне помогала поначалу мой тренер Валентина Eвгеньевна, с которой я с четырех лет. И до сих пор в переломных моментах, когда я не понимаю, что и как делать, я могу к ней обратиться. Когда я только начинала тренировать и совсем ничего не умела, она отправляла меня заниматься со своими подопечными. Я помогала, училась их держать…
— Держать?
— Держать ребенка руками, страховать его во время переворотов, на брусьях и так далее… Надо иметь хорошую реакцию и крепкую хватку, чтобы ребенок не ударился. Лучше самой упасть под него, чем ребенок травмируется. Вот я и училась методом проб и ошибок. Техническая сторона самая ответственная.
— Когда вы поняли, что гимнастика — это ваше?
— Вот как меня мама привела -и все, я никогда не отказывалась от тренировок, а потом, наверное, грамотный подход тренера.
На втором или третьем курсе института, рассказывает Франческа, она сломала лодыжку правой ноги. Неудачно приземлилась после двойного сальто на тренировке. Готовилась к чемпионату УрФО — и три месяца пролежала дома. Это было тяжело в эмоциональном плане. Потом были каникулы, и Франческа с подругой съездили в Туапсе, работать вожатыми в лагере «Орленок», а когда вернулись и девушка пробовала снова заниматься гимнастикой, то у нее. не получилось. Так она поняла, что ее спортивная карьера закончилась.
Франческа Янаева — многократный победитель чемпионатов России, и в командном, и в личном зачете, победитель всероссийской спартакиады, но она не любит говорить о своих достижениях, объясняя это собственной сдержанностью.
— На соревнованиях сдержанность помогала?
— Спокойствие для спортсмена — это не очень хорошо. Волнение — это нормально. Соревнования вообще-то — это не только преодоление страха, это же праздник. И для спортсмена, и для тренера. Я своим подопечным это объясняю.
— Во многих видах спорта принято одаренного ребенка вести на протяжении всей спортивной карьеры, готовить к соревнованиям, хотели бы так?
— Когда я только начинала, тоже хотела заниматься с детьми спортом высших достижений, но это командная работа — ты, спортсмен и родитель, если одно звено выпадает — это тяжело. Поэтому я ушла в направление общей физической подготовки. Довожу до определенного возраста, а потом отправляю в спортшколу. По ребенку видно, есть ли перспективы у него в спорте. Eще нужно, чтобы у его родителей глаза горели.
— Вы строгий тренер?
— Да, но с малышами мы можем и посмеяться вместе, на разминке, во время отработки шпагата они могут мне и песни спеть, и стихи рассказать, атмосфера располагает… и поделиться впечатлениями за день. Порой мы не можем рассказать родителям то, что можем рассказать тренеру, по себе могу сказать. Я многие вещи с мамой не могу обсудить, а с тренером делюсь переживаниями. Теперь я понимаю своих воспитанников.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Франческа Янаева.