Бывших комсомольцев не бывает
Торжественный прием главы города в честь 105-й годовщины тюменского комсомола состоялся в большом зале администрации в прошлый четверг.
— Бывших комсомольцев не бывает, — сказал Александр Русляков, первый секретарь Центрального райкома комсомола в 1988-1990 годах. — Мы собрались по поводу большого юбилея — все друг друга узнаем, встречаемся, потому что видимся мы, конечно, редко. Дружеская атмосфера. Кто-то старше, кто-то младше, но все мы работали в комсомоле, делали одно дело.
— Как вы бы могли охарактеризовать значение слова «комсомолец»?
— Благодаря комсомолу мы все стали в определенном смысле лидерами. Потому что в комсомоле работали люди, которые занимали активную жизненную позицию, всегда были впереди. На сегодняшний день, я считаю, не хватает такой организации для воспитания молодежи. Была и всесоюзная стройка, мы занимались школьниками, было военно-патриотическое направление. Eсть что вспомнить, есть что рассказать.
— Реанимировать комсомол возможно?
— Существуют патриотические объединения, которые занимаются школьниками, волонтерское движение, «Молодая Гвардия Eдиной России». Но именно такой организации, какой был комсомол, нет. Но тогда была и другая страна, люди другие, ориентиры. Жизненные принципы у многих поменялись. Когда общаешься в молодой среде, уже понимаешь — все по-другому. Но мы не будем заниматься вопросами морали, живем в нынешних реалиях. Вот состоится лекция о флаге — тоже дело нужное. Заниматься популяризацией — это все, что мы можем сегодня.
Чувствуется, как, встречаясь с сотоварищами, комсомольцы моментально загораются, за взрослыми женщинами и мужчинами угадываются те самые ребята, которых когда-то объединила одна цель и мечта. Одна из таких увлеченно беседующих с коллегами по движению, — Галина Чернявская.
— Я сначала была секретарем комсомольской организации лечобъединения водников — это первичная организация в Центральном районе, — рассказывает Галина Алексеевна. — Не очень крупная, человек сорок, а потом была заместителем секретаря комитета комсомола с правами райкома судостроительного завода. Затем уже перешла на работу в областной комитет комсомола.
— Что запомнилось самое яркое?
— В Тюмени открылся концертно-танцевальный зал, в котором делать было нечего. Горком комсомола принял решение проводить там конкурсные вечера для предприятий города, и проводили их комитеты комсомола. В том числе наш судостроительный завод. Помню, как уговорила Петра Потапова, директора завода, передать хороший подарок молодой супружеской паре, чтобы мне по сценарию вручить им его в концертно-танцевальном зале. Какую-то технику нужную. Пара — передовики производства. Помню, как на стадионе проводили мероприятия.
— То есть вы фактически уже были готовый специалист, организатор творческой работы.
— Сами все готовили, активом писали сценарии. Все делали сами. Потом связала жизнь с культурой. И в итоге благодаря комсомольскому опыту возглавляла Дворец культуры «Геолог».
— Что «комсомолец» для вас -какие черты включает в себя?
— Мы учились работать, проводили огромные мероприятия. Например, школьный отдел обкома комсомола свозил сотни детей на зарницы. А это в те времена означало, что надо мясо достать, поваров найти, санитарные книжки, палатки. Организаторские способности развивались уже на начальном этапе.
— Вы были, можно сказать, как большая семья…
— Мы все вместе работали. И все дружили. Ну, и спрос был — дружба дружбой, но с теми, кто неправильно поступал, мы быстро прощались. Ответственность, моральные установки — это было очень важно.
— То есть комсомол влиял на общество?
— И влиял, и воспитывал, и развивал человека, который работал в комсомоле. Я всю жизнь с благодарностью вспоминаю это время.
Анатолий Юрченко — командир тюменского областного студенческого строительного отряда, награды, украшающие его куртку, свидетельствуют о богатом пройденном пути: орден Дружбы народов, медаль за освоение Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса.
— Комсомольское движение похоронено навсегда, — с нескрываемым сожалением говорит Анатолий Васильевич. — Надо изобретать новые формы работы с молодежью, старые уже не работают. Нет у современных движений масштаба, они забились у себя в кабинете.
— Индивидуализм правит миром?
— Просто надо расширяться. Ходить по школам, говорить с ребятами, приобщать их.
— Какое ваше самое яркое воспоминание?
— Я по комсомольской путевке приехал в Тюмень в 1970 году. Когда я пришел в студенческий строительный отряд, было девять тысяч участников, а когда уходил — двадцать две тысячи. Были представители всех союзных республик, кроме Туркмении. Лучшие годы прошли в комсомоле.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Галина Чернявская;Анатолий Юрченко.