Улицы нашего города
Уличный код Тюмени
В нашем городе именовать улицы стали с 1858 года. Тогда здесь насчитывалось 98 улиц и переулков. В 1904-м согласно «Списку населенных мест Тобольской губернии» (своеобразный паспорт территории) в уездной Тюмени «улиц и переулков 1101, площадей четыре, бульваров два». Город условно делился на четыре части: Тычковка, Потаскуй, Затюменка и Заречье. Соответственно: 37, 41, 11 и 21 улица. Кроме того: Угрюмовские и Копыловские сараи, Крестьянские места и заимки: Колмаковых, Михалевых, Молодых… А еще переселенческий пункт и станция «Пост Тюмень».
Названия улицам и переулкам давались по принципу (коду) «Бог и благодетель». От 13 православных храмов и «святых мест»: Благовещенская, Спасская, Знаменская, Успенская, Ильинская, Никольская, Всехсвятская… По фамилиям купцов и предпринимателей, жертвовавших свои средства на развитие просвещения, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание сирот и бездомных. Подаруевская, Жернаковская, Войновская, Серебряковская, Ядрышниковская, Машаровская, Трусовский и Колмогоровский переулки. В память о столице бывшего тюменского татарского ханства — Царевогородищенские (Большая и Первая). Торговую и хозяйственную логистику Тюмени отражали географические и технологические названия улиц: Тобольская, Иркутская, Ирбитская, Сургутская, Телеграфная, Ямская, Пароходская, Пристанская, Кузнечные.
Переименования
Первая смена названия главной улицы нашего города — Благовещенской — случилась из-за посещения в 1837 году будущим императором Александром II. В 1881 году его убили революционеры-народовольцы. Благовещенскую назвали Царской, а на Базарной площади построили каменную Александровскую часовню (снесена в 1956 году после возведения здесь здания обкома КПСС и облисполкома). Царское название сохранилось за улицей до отречения от власти Николая II Романова в марте 1917 года. Присяжный поверенный Василий Пигнатти, которого Временное правительство назначило тобольским губернским комиссаром, узнав о ссылке в Тобольск бывшего императора с семьей, предложил тюменскому голове Флоринскому переименовать центральную улицу. На заседании городской думы Флоринский заявил, что «название Царской… мало приличествует ввиду предстоящих в ноябре 1917 года выборов в Учредительное собрание из-за тактических соображений… » Один из гласных (депутатов) предложил дать название «улица Республики — как девиз того совершенного идеала народовластия, к которому сейчас стремится русская демократия, и в память о тысячах идейных борцов за свободу, за благо народа и за светлое будущее страны, которые по этой улице в течение десятков лет шли в далекую ссылку, в рудники и тюрьмы».
Местная газета «Свободное слово» дала такое сообщение: «Вследствие постановления городской думы от 10 августа название «Царская улица» упраздняется и присваивается этой улице название улица Республики».
И «красные», захватившие власть в Тюмени в марте 1918 года, и «белые», утвердившиеся здесь после 20 июля того же года, сохранили это имя улицы. А через три месяца управа городской думы назвала Полицейскую улицу, примыкавшую к зданию бывшего полицейского и жандармского управления, именем Ивана Тургенева в связи со столетием со дня рождения писателя (сейчас здесь военкомат Центрального и Калининского административных округов).
После восстановления в августе 1919 года в Тюмени советской власти не возникло возражений против такого переименования.
А в октябре 1922 года 32 тюменские улицы сменили названия. Одной из важнейших черт той советской эпохи стало представление о новом собственном времени как о нулевой точке отсчета. «Время вперед! Возврата к прошлому нет!» — лозунги наркома просвещения Луначарского, чье имя после 1933 года стала носить улица Никольская.
«Прошлое оставляем позади, как падаль», — заявлялось в манифесте ВХУТEМАС (высшие художественно-технические мастерские).
Владимир Маяковский утверждал: «.Только тот коммунист истый, кто мосты к отступлению сжег… «
В Тюмени его именем назвали 2-ю Заозерную улицу в Заречной части нашего города.
Страстным сотворением нового мира занялась вся страна. Массовое переименование городов и улиц приходится на двадцатые годы. До Тюмени эта волна докатилась к 4 ноября 1922 года: «Для встречи торжественного пролетарского праздника — пятой годовщины Октябрьской революции — 7 ноября Тюменский уездный исполнительный комитет постановил:
…4. Ввиду существующих до настоящего времени в городе Тюмени улиц, носящих не соответствующие моменту названия, в целях ознаменования пятой годовщины Октябрьской революции переименовать четыре десятка улиц».
В Тюмени в 1926 году проживало 20 600 человек (9880 мужчин и 10 720 женщин), допущенных к выборам в Тюменский городской совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В то же время 1122 тюменца были лишены по Конституции 1924 года избирательных прав: бывшие предприниматели, торговцы и посредники — 902, духовенство — 76, агенты полиции — 16, умалишенные — 8, состоящие под судом -24, прочие — 96 (среди них состоящие на учете в окротделе ОГПУ, служившие в армии Колчака офицеры). Каждому из них было выдано письменное извещение о «лишении избирательных прав созыва 1925-1926 гг.». Списки «лишенцев» публиковались в городской газете «Трудовой набат».
Тюменцы трудно привыкали к новым названиям улиц. В обиходе пользовались прежними, на многих домах сохранялись наименования, характерные для верного литературного правописания: «Пушкинская», «Крыловская»… В официальной переписке давали новые и старые названия улиц: «Свердлова, 6. Всехсвятская».
Очередное массовое переименование тюменских улиц, названное в газете «Красное знамя» «Октябринами», провели в 1927 году к десятой годовщине Октябрьской революции: «Горсовет постановил назвать три улицы на Большом городище, известные жителям под цифрами 7, 8, 9, соответственно: 7-я — улица 8 августа (день освобождения Тюмени от Колчака), 8-я — улица Коминтерна и 9-я -улица Ипподромная».
Тогда же возникла вероятность переименования самой Тюмени.
Кто — «за»?
Тюменская секция бывших красногвардейцев и партизан (такая структура сохранялась в СССР до 1935 года) обратилась через окружную и областную комиссии (с 1923 по 1933 годы Тюмень на правах округа входила в Уральскую область), во ВЦИК СССР с ходатайством о переименовании Тюмени в… Красин.
Леонид Борисович Красин родился в 1870 году в Кургане Тобольской губернии, но детство провел в Тюмени. Здесь окончил Александровское реальное училище и поступил в Петербургский университет.
Студентом увлекся революционными идеями. Большевики поручали ему проведение самых дерзких операций. Ленин называл его «ответственным техником, финансистом и транспортером партии». После октября 1917 года Красина назначили наркомом торговли и промышленности (с марта 1920-го — наркомом внешней торговли. Обстоятельства его смерти 24 ноября 1926 года в Лондоне все еще неизвестны. Похоронен на Красной площади в Кремлевской стене, за мавзолеем Ленина, почти у самой Сенатской башни.
Интересно, что общая идея вечного хранения и публичной демонстрации тела Ленина принадлежала Красину.
В исполнительной тройке комиссии по похоронам Ленина Красин отвечал за сохранение тела вождя. Символично, что с 7 июля 1941 года по 20 марта 1945 года забальзамированное тело Ленина хранилось в Тюмени, в здании бывшего Александровского реального училища, в котором учился Красин.
Ходатайство тюменских красноармейцев и партизан, датированное 1927 годом, о переименовании Тюмени в Красин поддержали секретарь Уральского обкома ВКП(б) Кабаков и председатель ВЦИК Калинин. Они сами мечтали о своем увековечивании. Их мечты в конечном счете сбылись: североуральский город Надеждинск переименовали в Кабаковск (1935), а древнюю Тверь — в Калинин (1931). В 1937 году партийного уральского вождя расстреляли как очередного «врага народа», а городу Кабаковску вернули дореволюционное название Надеждинск. Но через два года он стал Серовым — в честь знаменитого советского летчика, погибшего при тренировочном полете. А Твери возвратили историческое имя только 17 июля 2000 года (Калинин умер в 1946 году).
Новые названия
После смерти от сердечного приступа в июле 1926 года председателя ОГПУ и одновременно главы ВСНХ Ф.Э. Дзержинского в Тюмени переименовали улицу Садовую.
В Тюмени, входившей с 1923 по 1933 год в состав Уральской области на правах окружного центра, отдел ОГПУ-НКВД находился в доме купца Брюханова на углу уже переименованных улиц Республики и Семакова, председателя Тобольского уездного исполкома совета рабочих и крестьянских депутатов, убитого в 1921 году при подавлении антибольшевистского крестьянского восстания (бывшая Подаруевская). Менять еще раз революционные и героические названия этих улиц Тюменский окргорсовет не решился. Переименовали улицу Садовую, начинавшуюся от Туры и пересекавшую главные улицы города — Республики и Ленина.
Скоро к новому названию привыкли, тем более что прежнее название не исчезло из топонимики Тюмени: в Садовую переименовали Татарскую. А превращенная в пешеходную улица Дзержинского стала одной из главных достопримечательностей нашего города.
В эпоху большого террора тридцатых годов прошлого столетия преемственность делу Железного Феликса символически выразили в переименовании примыкавшей к улице Дзержинского Томской в улицу наркома внутренних дел Eжова.
Но после того, как в ноябре 1938 года «недремлющего наркома» убрали из НКВД и без огласки расстреляли, эту улицу переименовали в память знаменитой летчицы Полины Осипенко.
Новые названия улиц заменяли прежние в пропагандистских целях в зависимости от политической обстановки в стране.
Сургутский переулок назвали именем убитого в июне 1927 года в Варшаве советского посланника Войкова, причастного к решению Уралсовета о расстреле в июле 1918-го в Eкатеринбурге Николая II, его семьи и слуг. Не забыли увековечить в Тюмени не имевших никакого отношения к нашему городу, но казненных в США на электрическом стуле в августе 1927 года анархистов итальянского происхождения Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти, переименовав Большую и Малую Разъездные улицы.
Тогда же тюменское городское начальство «прогнулось» перед областным уральским, назвав Солдатскую, где находилось двухэтажное деревянное здание военкомата, улицей секретаря Уральского обкома ВКП(б) Шверника. Стриковскую улицу, названную именем Троцкого, после его изгнания в 1929 году из СССР за оппозиционную деятельность переименовали в улицу вдовы Ленина Крупской.
«Урожайным» на новые названия тюменских улиц стал 1934 год. Страна ликовала по поводу спасения команды и пассажиров раздавленного льдами Чукотского моря парохода «Челюскин». В июне Тюмень встречала поезд с героями-челюскинцами. Название Челюскинцев получили улица Иркутская и сапоговаляльная фабрика на улице 4-й Механической. Семь улиц назвали именами спасателей-летчиков, первых Героев Советского Союза. К ним еще добавились улицы, названные в честь организаторов ледовых экспедиций — Папанина и Шмидта, Ширшова, Кренкеля… И первых стахановцев-передовиков железнодорожного и автомобильного транспорта — Кривоноса, Лунина, Бусыгина.
Но к концу года ликование стихло: 1 декабря в Ленинграде в Смольном был Киров. в Тюмени появилась улица Кирова вместо Крестьянской В 1937 году добавилась улица Орджоникидзе — вместо Ишимской.
Улица Блюхера, маршала, расстрелянного в 1938 году, появилась в заречной части Тюмени..
По поводу такой череды переименований газета «Красное знамя» осторожно заметила: «Переименование улиц в Тюмени произведено, но почему-то работники Горкомхоза при вывешивании надписей с новыми наименованиями улиц не сняли старые надписи. Например, на бывшей Ишимской две надписи — «Ишимская» и «Орджоникидзе». На улице Шверника сохранились надписи «Солдатская». На некоторых углах есть такие надписи: «2-я Казачья», а ниже — «Грибоедова». В результате двойного наименования улиц население не знает, как правильно. Не пора ли убрать музейные надписи?»
Свои коррективы в уличную топонимику Тюмени внесла Великая Отечественная война.
Время героев
Поражение немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года совпало с названием именем Зои Космодемьянской улицы, прилегающей к нынешнему Комсомольскому скверу.
В июле 1942 года в оккупированном Краснодоне (сейчас Луганская Народная Республика в составе Российской Федерации) стихийно возникли несколько молодежных подпольных групп, объединившихся в организацию «Молодая гвардия».
Созданная оккупантами из местных жителей уголовная полиция вычислила «молодогвардейцев». Замученных до смерти, а некоторых и живых юношей и девушек (71 человек) в январе 1943 года сбросили в шурф шахты N 5. Руководителей «Молодой гвардии» Олега Кошевого и Любовь Шевцову расстреляли 9 февраля 1943 года. 15 сентября того же 1943 года в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой и о награждении орденами других молодогвардейцев…
О юных краснодонцах узнала вся страна. В Тюмени на окраине тогдашнего поселка Железнодорожников появились улица и переулок Молодогвардейцев. Потом к ним добавилась улица Олега Кошевого. Другие улицы, названные в честь Громовой, Земнухова, Тюленина и Шевцовой, расположившиеся у Вторых путей между нынешними улицами Белинского, Таврической и Клары Цеткин исчезли в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия.
В настоящее время, когда Тюмень помогает Краснодону и ЛНР в развитии жилищно-коммунального хозяйства, медицины и образования, можно вернуть имена молодогвардейцев новым улицам нашего города.
Из героической партизанской когорты (249 партизан удостоены звания Героя Советского Союза) Тюмень выбрала для названий своих улиц имена Лизы Чайкиной, Константина Заслонова и Марите Мельникайте. О расстрелянной фашистами по доносу предателя 22 ноября 1941 года в селе Пено Калининской области партизанке страна узнала благодаря очерку Бориса Полевого «Жанна д’Арк верхневолжских лесов», поэме Николая Тихонова «Лиза Чайкина» и повести Николая Бирюкова «Чайка».
О легендарном командире партизанского соединения Белоруссии Заслонове написал военный корреспондент газеты «Известия» Эзра Виленский. А вышедший в 1949 году на экраны фильм режиссера Файнциммера «Константин Заслонов» стал, как сейчас выражаются, «культовым» для тюменских железнодорожников.
И о литовской партизанке Мельникайте режиссером Строевой в 1947 году снят фильм «Марите». Улица ее имени появилась в Тюмени еще и потому, что комсомолка Мельникайте была эвакуирована в наш город и работала здесь на заводе «Механик».
Улицу Героя Советского Союза Александра Матросова, примыкавшую к построенной в 1939 году школе N 5 (в войну в ней размещался нейрохирургический госпиталь на 700 коек), назвали его именем не по партийному указанию, а под воздействием художественной литературы и кинематографа.
О своих героях, уроженцах Тюмени и образованной 14 августа 1944 года Тюменской области заговорили через три года.
Фото Виктории Ющенко и Инны Бардаковой
***
фото: Улица Ямская;Улица Николая Машарова.