«Тот ничего не знает о войне»

Виктор Некрасов «Маленькая печальная повесть», проза разных лет, Москва «Известия», 1991.
Сложно выбрать одну книгу о той войне. И все же мне хочется поделиться историей, рассказанной Виктором Некрасовым, лейтенантом той войны, автором повести «В окопах Сталинграда», моей любимой «Маленькой печальной повести». Рассказ называется «Вторая ночь». Незамысловатая на первый взгляд история, в ней мало страниц, описаний боев и ранений. Это очень тихий рассказ. Но он об очень важном -о постижении войны и о человечности. Он о бойце, впервые попавшем «на фронт в день, когда началось наступление».

Восемнадцатилетний Ленька Бо-горад ищет свою часть, потому что отстал, выполняя задание. «День был солнечный, веселый, в сидоре — буханка хлеба, круг колбасы и две пачки пшенного концентрата, за обмоткой — ложка, на боку -котелок, махорки полон кисет и бумаги целая газета — что еще надо? …И Ленька шел и ехал, глазея по сторонам». Добрался до места, искал часть. Попал под бомбежку, промок в реке, понял, что фронт совсем рядом, а не стреляет фриц, потому что «ужинает». Пошел дальше, попал под обстрел, в темноте наткнулся на саперов, стал помогать. Так наступила ночь. Умаялся наш боец, «было жутковато, но Ленька старался ни о чем не думать, а только таскать и укладывать, таскать и укладывать.» Закончили к рассвету, «хотелось спать, больше ничего». Утром приняли его в саперный батальон заслуженной гвардейской дивизии -«Сталинградской непромокаемой». Мальчик с веселым нравом стал в подразделении своим человеком, был услужлив и покладист, не любил бездельничать, «ко всему этому у него была славная морда -курносая, веселая, с кучей веснушек, разбросанных по всему лицу, вплоть до ушей». Только капитана Орлика он стеснялся. Потому как хотел ему понравиться, но не знал как. И, конечно, мечтал отличиться в бою, спасти капитана, рискуя собственной жизнью. Батальон же, как назло, занимался строительством землянок, пока не получил приказ заминировать от танков захваченную у немцев дальнобойную батарею. На это задание вместе с другими снарядили мечтающего о подвиге юного солдата. Пока минировали, начался обстрел, Ленька успел отскочить в окопчик, «уткнулся мордой в землю и так сидел, скрючившись, закрыв глаза, стиснув зубы». В этом бою «местного значения» увидел Леонид первого убитого немцами человека, сам получил легкое ранение, чувствовал себя героем,
потому что они с Антоновым поставили больше всех мин, только почему-то много думал о том погибшем бойце…
Осталась еще одна дорога, по которой могли пройти танки, надо было заминировать и ее. А еще капитан решил сходить к немцам, хотел проверить, нет ли на двух участках минных полей, и, если надо, успеть разминировать, сделать проходы. Так вместе с капитаном Орликом Леонид Богорад пошел в разведку. Никаких мин и врагов не обнаружили. И вдруг… «Немец оказался очень сильным, и Ленька долго возился с ним, пока тот не притих окончательно». Так юный солдат второй раз стал героем. А потом в немецкой землянке увидел фотографии немца, которого убил. «Ленька, не отрываясь, смотрел на карточку, на улыбающееся, веселое, курносое лицо. Там, в поле, он не видел этого лица. Но эту шею, крепкую круглую шею. Он отвернулся, он не мог на это смотреть». Не захотел он выпить с капитаном, а ведь совсем недавно мечтал именно об этом. И балагурящий капитан Орлик отпустил его, а под утро долго стоял над спящим Ленькой. «И вокруг на траве, в кустах лежали такие же ребята, укрытые шинелями, телогрейками, по двое, по трое, прижавшись друг к другу, и всем им что-то снилось, и все они что-то бормотали, вздыхали во сне». Мальчишки, которым еще придется столько испытать, понять, победить и постараться остаться людьми. Простая история.
***
фото:
