X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Мастер-план должен быть понятен каждому

Все ли нас устраивает в городе, где мы живем?

Тюмень строится, растет и туристический поток. Новое время диктует новые подходы к организации общественных пространств, дорог, устройства привлекательной городской среды. Даже человек в течение жизни меняется, что уж говорить о городе. Не бывает в жизни чего-то сделанного навсегда. Потому мы сегодня и обсуждаем создание мастер-плана для исторического центра Тюмени.

Около года власти обсуждали эту необходимость, искали поддержки у бизнеса, выбирали, кто сможет выполнить работы на высоком профессиональном уровне.

Итак, зачем городу мастер-план?

По мнению главы города Максима Афанасьева, которым он поделился на недавней стратегической сессии в центре «Сибирь», 20 процентов территории центра, и это без включения частного сектора, используются неэффективно. «Никак не работают» участки в границах улиц Ямская-Полевая-Комбинатская-Коммунистическая; Железнодорожная-Товарное шоссе; Запольная-Зеленый Лог-Грибоедова; Запольная-Миусская-Ялуторовская; Усиевича-Пароходская-Пристанская. Надо внимательно отнестись к заброшенной сегодня территории лога, ведь это уникальная рекреационная зона, парковая, прогулочная, ее необходимо связать с центральной частью и с набережной. Как это сделать? На это ответит мастер-планирование, считает Максим Викторович.

Много неиспользуемых гаражей — например, кооператив «Коллектор» около музея. В центре города, где самая дорогая земля, до сих пор есть ветхие жилые дома, в которых топят печку, носят воду. Неэффективно проводить в эти дома газ и водоснабжение, когда со всех сторон наступают многоэтажки. Но нужно помочь людям, ответить на вопрос: когда, кто и в каком виде будет развивать эту территорию. Оставлять ее без внимания никак нельзя.

Глава города обратил наше внимание и на отсутствие единого архитектурного стиля. Сегодня даже в центре наблюдается архитектурная, функциональная разнородность, неструктурированная градостроительная проработка. Это касается и материалов, и вывесок, надо поработать над фасадами, в том числе и в части освещения. Зеленый фонд нуждается в обновлении и увеличении. На деревья в центре очень грустно смотреть, и тут глава города привел в пример улицу Камышинскую, где, по его словам, очень «уставшие» деревья: никто не хочет их погубить, но нужно набраться смелости и… видимо, все-таки погубить, разделив ответственность «с нашим городским сообществом».

Устарели и общественные пространства, необходимо проводить реновацию, сохранив при этом исторические памятники и уголки города. Общественные пространства многие сегодня тоже устарели. Спасибо Сергею Собянину, он организовал и придумал Цветной бульвар, но время идет, жизнь на месте не стоит, сегодня иные запросы, новые тренды у молодежи, много акцентов на здоровом образе жизни, нужна соответствующая инфраструктура, отметил Афанасьев. «Сегодня мы понимаем, что нужно решать, быть или не быть парку аттракционов именно здесь. Eдинолично такое решение никто не примет. Eсли не здесь, то где, если не так, то как, если здесь, то как». От этого зависит и эффективность использования бюджетных средств. Просто поменять брусчатку, скамейки? А может его надо расширить, объединить как-то с территорией Центрального рынка? Нужно смотреть комплексно. Устаревшие, не соответствующие современным требованиям комфорта и функциональности общественные пространства, которые требуют обновления, — это и сквер Борцов революции, аллея Молодоженов. Сквер и аллея как раз попали в общественное рейтинговое голосование для объектов 2026 года.

Поговорили и про дороги. Население города увеличивается, существующая улично-дорожная сеть неэффективна, не справляется с нагрузкой, кроме того, отсутствует инфраструктура для средств индивидуальной мобильности (СИМ), это очень хороший транспорт для передвижения, но без инфраструктуры он скорее опасен, чем полезен, нужно обеспечить безопасность. Река Тура никак не вовлечена в транспортную схему.

Eсть запрос на проведение общественных событийных мероприятий, в том числе спортивных, а площадок не хватает. Отсутствуют туристические маршруты, связывающие основные достопримечательности, а ведь в городе много интересных исторических мест, которые нужно показывать гостям и жителям, они добавят привлекательности городу термальных источников, привлекут туристов.

Аргументов в пользу разработки мастер-плана более чем достаточно. Все перечисленное важно и очень нужно городу, центр должен стать современным, функциональным, зеленым.

В заключение Максим Викторович попросил собравшихся «быть в коммуникации, в диалоге, потому что это работа городского сообщества». Объединять всех участников процесса будет центр «Сибирь», чтобы рассматривать промежуточные материалы, создана рабочая группа, в нее включены не только представители органов власти, но и члены союза архитекторов, градостроительного совета. Благодаря бизнес-сообществу нашли возможность профинансировать разработку мастер-плана. «Это не бюджетная история, это история сообщества в сообществе», -отметил Максим Викторович. На конкурсной основе выбран Московский институт генплана, подведомственное учреждение мэрии Москвы.

«Я попробовал простым управленческим языком объяснить, зачем это нужно нам, мне, городу», — завершил свое выступление Максим Афанасьев.

В продолжение сессии Николай Петрович Кикава, заместитель директора института генплана Москвы, посвятил собравшихся в детали мастер-планирования, как будет идти разработка, как построят работу с сообществами. Мастер-план должен быть понятен всем, разработан в сотрудничестве с бизнесом, властью и горожанами. Рабочая группа будет собираться еженедельно. Планировщики намерены изучить транспортную сеть, на основе анализа полученных данных сконструировать транспортную модель всего города, не только центральной его части. По этому направлению в тесной связи с институтом будут работать партнеры из «Феникс-лаборатории», их тема — взаимодействие с сотовыми операторами, обработка больших данных, осуществлять мониторинг транспортных потоков и исследовать транспортное поведение горожан будет научно-исследовательская и проектная компания в сфере развития транспортной инфраструктуры «Дормостпроект-Рязань». У Тюмени мощный потенциал к развитию, похвалил Николай Кикава, нам нужно собрать материал, обработать его и предложить городу современный мастер-план, понятный, с финансовыми обоснованиями и предложениями. Не навредить, а вылечить. Календарный план таков: первый этап — комплексный анализ существующего положения и потенциала развития — подготовят к 4 сентября, стратегическая сессия пройдет в августе-сентябре, приемка работ — 18 сентября. Второй этап — проектные предложения — должен завершиться в начале февраля следующего года. В том числе в январе будут разработаны рекомендации по брендированию, дизайн-код. К февралю — стратегические решения по развитию центра, сформированы контрольные точки эффективности мастер-плана, разработаны инвестиционные лоты приоритетного развития, проектные решения оценены с помощью транспортного моделирования, представлены предложения по административно-градостроительным решениям, рекомендации по внесению изменений в правила землепользования и застройки и генплан города Тюмени. Стратегическая сессия -ноябрь-декабрь, приемка работ -16 февраля 2026 года.

ФОТО ЮЛИЯ КОНОНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта