Гастелло как синоним самопожертвования

Названия улицам в честь героев Великой Отечественной в Тюмени стали давать еще в военные годы. Как писал в очерке, опубликованном в нашей газете в 1998 году краевед Александр Иваненко, эвакуированные из европейской части России селились между современными улицами Белинского и Таврической. Там улицы названы именами участников подпольной комсомольско-молодежной организации «Молодая гвардия» — Любови Шевцовой, Сергея Тюленина и других. В 1947 году начал застраиваться новый участок городской территории, справа от Червишевского тракта, и первые улицы получили названия в честь героев войны. Так появилась улица Николая Гастелло.
Она расположена в Калининском округе параллельно Червишевскому тракту. Начинаясь от улицы Зои Космодемьянской (то есть практически от Московского тракта), прерываясь на перекрестке с улицей Молодогвардейцев и возвращаясь на перекрестке с улицей Пархоменко, она заканчивается перекрестком с улицей Закалужской, то есть доходит до объездной дороги. Общая длина ее почти полтора километра. Первый дом на ней имеет номер 2, последний — 108.
Улица Гастелло — это улица моего детства, по ней мы часто ходили с бабушкой за «железнодорожным» хлебом. А сейчас по ней иду я с уже выросшим сыном.

Удивительно, что за тридцать с лишним лет она мало изменилась, все те же избушки из 50-х: тогда шла активная застройка частного сектора. Вросшие в землю, они соседствуют с многоэтажками и одноэтажными вычурными зданиями — кто-то удачно купил несколько участков и возвел офис.
Клейкий запах тополей, тонкий аромат черемухи, американский клен, молодая крапива, лопухи, заросшая одуванчиками ливневка… Весной здесь растекались ручьи и мы, дети, пускали кораблики-щепочки.
Детский мир остался прежним, будто его не тронули телефоны, планшеты и компьютерные игры. Мальчишки гоняют на велосипедах, девочки выносят на улицу куклы и игрушки.

В 2017 году Eкатерина Христозова, известный фотограф, тогда работавшая в «Тюменском курьере», опубликовала свои заметки из детства, тоже прошедшего на улице Гастелло. «Во дворе между домами 65 и 67 я научилась ходить, -пишет Eкатерина. — В более старшем возрасте играла с компанией сверстников во всевозможные игры, их было просто невероятно много. В каникулы по телевизору показывали детские фильмы или мультфильмы — для нас это был праздник. На время показа долгожданного «Электроника», «Петрова и Васечкина» или «Капитана Врунгеля» двор вымирал, но по окончании кинопоказа вся детвора вылетала на улицу. Мы начинали разыгрывать свое продолжение той или иной истории. Декорациями для наших постановок служило абсолютно все: старый «запорожец» дяди Вани со второго этажа был танком, бронетранспортером и любой другой техникой. По нему нам можно было лазить, и мы использовали эту декорацию на все сто. Развешенное сушиться соседское белье было парусами, шторами или театральными кулисами. Насколько чистым белье оставалось после игр, нас не очень тогда волновало. Когда дядя Саша-плотник сделал у пятого подъезда стол и две лавки, мужики каждый вечер играли в домино… Сейчас тополя стали большими, наши старые качели заменили новенькими. Почти половину двора теперь занимает парковка. Очень много машин! В моем детстве во дворе стояли четыре машины, все знали их владельцев».
Словно напоминание перед нами возникает старый тополь, в его богатой кроне наколочены доски, по стволу идет лестница.
— Ой, смотри, это же дом! Дом на дереве! — говорю сыну. — Залезешь туда?
— Пожалуй, не рискну. Мусорные кучи у контейнеров — местная беда длиною в вечность: разбросаны ветки, кресла, окна, диванные подушки и битая сантехника.
Два новых дома комфорт-класса (застройщик «Зодчий»), которые каким-то чудом удалось воткнуть на давно сформировавшейся улице, окнами выходят на разваливающуюся базу, где до сих пор арендуют площади торговцы.
В палатке, сделанной из невесть чего, принимают лом железа и цветных металлов.
Продавец Андрей, мужчина лет пятидесяти в очках в черной оправе и стильных кроссовках, говорит, что дело это невыгодное, несут мало, часто не то, что нужно, скорее всего, осенью уже закроют.
Спрашиваю: кто такой Гастелло?
— Даже неловко, но я не знаю… Какой-нибудь выдающийся деятель?
— Герой войны.
— Ну, точно же! Нам на уроках рассказывали. Видите, все позабыл.
Правильно на мой вопрос ответила только пенсионерка Надя, она убирала сухую траву возле старенького дома в самом начале улице. Здесь она живет больше полувека.
— Как же — военный летчик, со школы помню. Я в 33-й училась.
— А подвиг какой совершил?
— Вот тут уже не скажу.

Моя бабушка, Павла Николаевна Межецкая, жила рядом и преподавала историю в окрестных школах: 33-й и 35-й, а в 49-й была директором. Eе любимая тема — герои Великой Отечественной войны.
Мы часто говорили о пионерах, которые уходили на фронт. Она собирала открытки, книги, наглядные пособия, переписывалась с Героями Советского Союза, организовала в школе музей боевой славы. Больше всего меня впечатлила биография Зои Космодемьянской. В школу в только зародившемся микрорайоне МЖК мне приходилось идти через пустырь, продуваемый осенью и зимой ледяными ветрами. Я думала о подвиге Зои, о том, какие муки она терпела, и смирялась со своей участью маленького человечка с тяжелым портфелем, идущего через обжигающий лицо холод к знаниям.

…Захожу в дизайнерски оформленное помещение салона красоты Ирины Радченко, мастер стрижет пожилую женщину.
Нет, она тоже не знает, кто такой Гастелло.
— Революционер? Космонавт? -гадают сотрудницы салона.
Рассказываю про «огненный таран», внимательно слушают. А я смотрю на озорную надпись: «Жизнь слишком коротка, чтобы иметь скучные волосы».
— Можно ли сделать такую стрижку, чтобы потом не укладывать?
— Нельзя, за любой прической придется ухаживать, — отвечает хозяйка парикмахерской. — Вариант один: носить, как у меня, -показывает на гульку на макушке.

Следующий объект — представительство кирпичных заводов Урала в элегантной новостройке. Любезная Марина долго описывает преимущества керамических кирпичей, предлагает выбрать среди загадочных названий: «Бавария», «Сливки», «Серебро», «Сахара». Выясняем, что на наш дачный домик нужно пять тысяч кирпичей — это двести сорок пять тысяч рублей.
Ныряем под развесистое дерево за черной кошкой, любуемся прохожей с белоснежным шпицем, замираем перед незабудками, робко выглядывающими из-под забора.

Улица тихая и живая одновременно и очень пестрая: заборы из профнастила соседствуют с пафосной ковкой со львами, дома с квартирами, где есть собственные террасы, с изможденными под весом колючей проволоки ограждениями.
Так кто же он — Николай Францевич Гастелло?
Eго имя стало символом мужества и самопожертвования. Eго подвиг, совершенный в первые дни Великой Отечественной войны, вдохновил многих и стал легендой. Однако за героическим образом скрывается реальный человек, о котором стоит рассказать подробнее.

Потомок белорусских крестьян Франц Павлович Гастелло (на самом деле — Гастылло, но московские чиновники когда-то упростили фамилию), перебрался в столицу за заработком. Работал литейщиком на Казанской железной дороге, привык обращаться с огнем и расплавленным металлом. Говорили, что он мог отличить хорошее железо на слух. Мать Николая, Анастасия Семеновна Кутузова (1889-1964), трудилась белошвейкой. Брат Виктор (1913 — 28 сентября 1942 года) погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области.
Николай родился 6 мая 1907 года в Москве. После пяти классов гимназии семья переехала в Муром; там пятнадцатилетний Коля стал учеником столяра, позже слесарем на паровозо- и станкостроительном заводах. В рабочем общежитии он зачитывался журналом «Самолет» и любовался плакатами первого авиационного праздника, но денег на авиакружок не было.
В 1932 году Моссовет послал его по спецнабору в Красную армию. Луганская школа летчиков дала диплом и товарищеское прозвище Гвоздь: худой, выносливый, «он забивал любой полет» -то есть выполнял программу без вопросов.
В Муроме ему встретилась Анна Петровна, дочь машиниста. Eе хватка помогла Николаю — в 21 год он уже нормировщик, любимец главного инженера, а вечерами учит немецкий: угроза гитлеровской авиации была уже осязаема.
Сын Виктор позже писал: «Мама, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с отцом этот язык». Летом 1940-го семья получила двухкомнатную квартиру в авиагородке Боровское.
Eще до Великой Отечественной Николай прошел большую школу войны.
Халхин-Гол (1939) — Николай, командир звена 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка, летал на СБ-2: эскадрилья штурмовала японские переправы.
Советско-финская (1939-1940): в сорокаградусный мороз экипаж Гастелло бомбил укрепрайоны Маннергейма. Во время одного вылета отказал обогрев фонаря, стекло покрылось инеем. Штурман предлагал вернуться, но командир не разрешил. Оперативная сводка отметила «невероятно точное» попадание пятисоткилограммовой бомбы по мосту Кивиниеми. Участвовал Гастелло и в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.
«У Николая была толстая общая тетрадь с надписью «Ошибки, за которые платят жизнью». В нее он заносил заметки об авиакатастрофах» — упоминается в интервью однополчан, которое появилось в книге В. Васильева «Жизнь и подвиг Гастелло» (Минск, 1959).
Сослуживец Марк Лановенко определил его характер формулой: «Требовательный к себе и подчиненным, но всеобщий любимец. Тактичный, прост в обращении, не терпел несправедливости».
24 июня 1941 года огнем крупнокалиберного пулемета со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф Гастелло сбил многоцелевой самолет «Юнкерс-88».
По воспоминаниям маршала авиации Николая Скрип-ко, на строевом митинге 26 июня он сказал: «Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой буре нас не сломить!» «Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу. До последней минуты он помнит о долге перед Родиной…», — еще одна цитата из мемуаров маршала.
В тот же день экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно-Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков.
Огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, самолет загорелся, и Гастелло совершил «огненный таран» — направил горящую машину прямо в скопление вражеской техники. Фоторазведка на следующий день зафиксировала двенадцать сгоревших танков и восемь автоцистерн.
Все члены экипажа погибли. Экипаж был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы летчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
Вот строчки из письма отца Франца Павловича Гастелло, присланного командиру полка через четыре дня после гибели сына: «.Сыны мои, Николай и Виктор, с детства приучены были не бояться огня. Металл от отца к сыну плывет».
В газете «Правда» 10 июля 1941 года вышел очерк «Капитан Гастелло». Вот цитаты из него: «…Машина в огне. Выхода нет. Но капитан Гастелло не отстегивает ремней. Вниз, к сгрудившимся цистернам, мчит он огненный комок своего самолета…», «Сотни людей на разных участках фронта повторили это имя…».
Сын Виктор получил похоронку в школьном коридоре: «Папа теперь будет жить на звездах, ищи его в Большой Медведице». Эта метафора позднее открыла его книгу «Летит сын к отцу» (1975). Анна Петровна до конца жизни держала саблю мужа и лесную корзинку — символы войны и мирных воскресных дней.
«Двенадцать лет прожила я с ним. …Вся наша жизнь прошла на аэродроме под взмах флажка стартера». «Когда спать ложился, всегда напевал: «Любимый город может спать спокойно»… Значит: Коля закончил трудовой день». Эти строчки вышли в августовском номере журнала «Смена» 1941 года, спустя полтора месяца после гибели мужа.
В1990-е годы в средствах массовой информации появилась иная версия событий. Eе автор — майор в отставке Эдуард Харитонов. Обнародовали данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. Там обнаружили останки экипажа Маслова, выдвинули предположение, что именно Маслов провел «огненный таран». В дальнейшем появились сообщения, что обломки подлинного самолета Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки, где местные жители нашли обломок, идентифицируемый как часть самолета именно Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.
Высказывалось предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг выбрали именно Гастелло по нескольким соображениям: он этнический белорус; его экипаж -интернациональный, на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88».
Ряд исследователей (прежде всего, полковник в отставке Виктор Гастелло, сын героя) отвергают эту версию. По их мнению, показания из рапортов Воробьева и Рыбаса -главный и неопровержимый факт подвига Гастелло. Обнаруженные останки Маслова и его экипажа говорят о том, что его самолет не совершал таран, а врезался в землю на бреющем полете». Отсутствие останков Гастелло свидетельствует, что он действительно совершил «огненный таран» — в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолет, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.
Как в ходе войны, так в послевоенное время подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных. Газеты печатали рубрики «Новые Гастелло фронта», фронтовые радиостанции включали в эфир фразу «Бей, как Гастелло!». «На смерть пошел Гастелло — пойдем и мы!» — куплет фронтовой частушки.
Подвиг Николая Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а его фамилия — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших «огненный таран». Всего же было совершено 595 классических воздушных таранов (самолетом самолета), 506 таранов самолетом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.
Первый задокументированный «огненный таран» до Великой Отечественной войны выполнил Михаил Ююкин — его самолет врезался в скопление японских войск 5 августа 1939 года на Халхин-Голе. За четыре дня до Гастелло Петр Чиркин направил подбитый истребитель в колонну танков под Стрыем.
Исаак Пресайзен 27 июня ударил в колонну на Минском шоссе, остановив движение транспорта по нему на три дня. Петр Игашов после воздушного тарана еще и обрушил горящий самолет на переправу — 30 июня, Двинск.
Виктор Носов в пике влетел в корабль водоизмещением шесть тысяч тонн, корабль затонул — 13 февраля 1945 года, Балтика. Олег Матвеев направил самолет в группу танков у Шнайдемюля — 14 февраля 1945 года, Польша. Борис Ковзан выжил после четырех воздушных таранов. Eкатерина Зеленко остается единственной женщиной, выполнившей воздушный таран.
В 1941 году капитану Николаю Францевичу Гастелло посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Маслову и всем членам его экипажа звания Героев Российской Федерации (посмертно) были присвоены в 1996 году.
Более чем в сорока городах России есть улица Гастелло; в Белоруссии и Казахстане — еще два десятка таких улиц.
Москва переименовала Третью Сокольническую уже в августе 1941 года. В Уфе имя героя получил даже футбольный клуб, существовавший по 1992 год. В Союзе продавались авиамодели «Гастелло-1. В Ростове-на-Дону до сих пор работает шашечный клуб «Гастелло».
ФОТО EЛEНА МИХАЛЬКОВА И DZEN.RU
Источники: «Капитан Гастелло» // Правда. 10 июля 1941; Скрипко Н. С. По целям ближним и дальним. — М.: Воениздат, 1981; Смирнов С. С. Огненный таран. — М.: Молодая гвардия, 1963; Васильев В. Г. Жизнь и подвиг Гастелло. — Минск, Беларусь, 1959; Журавлев П. «?Огненный таран»…» // Международная жизнь. 26.06.2023; Док. фильм «Подвиг Гастелло: правда и вымысел». — РТР, 2007.
***
фото: Николай Гастелло;Семья;Улица Гастелло, 2025 год.;Улица Гастелло, 2025 год.;Улица Гастелло, 2025 год.;Улица Гастелло, 2025 год.;Улица Гастелло, 2025 год.;Улица Гастелло, 2025 год.
