Нельзя делить героев на ваших и наших

Небольшой проезд, носящий имя защитника Брестской крепости Андрея Кижеватова, с 2016 года есть в Калининском округе, в микрорайоне Плеханово. В этом имени — история о героизме и самопожертвовании, но также и о преданности и беззаветному служению своим идеалам.
Здесь моя застава, я ее командир
Андрей Митрофанович Кижеватов родился 20 августа 1907 года в селе Селикса (ныне Кижеватово) Бессоновского уезда Пензенской губернии. Как все мокшанские крестьяне, он с детства приучен к полевым работам и домашним обязанностям. Окончил сельскую школу, работал в колхозе и в свободное время много читал.
В ноябре 1929 года по собственному желанию поступил на службу в РККА. Служил командиром орудия в конном дивизионе Белорусского пограничного округа. В 1932 году перевелся на сверхсрочную службу на Куковицкую пограничную заставу, где дослужился до помощника начальника заставы и вел боевую, караульную и хозяйственную работу.
В 1939 году получил звание младшего лейтенанта, в июле 1940 года — должность начальника 9-й заставы 17-го Брестского пограничного отряда. Eго пост находился у Тереспольских ворот Брестской крепости. Кижеватов занимался инженерным оборудованием позиций, организовывал склады и связь с соседними подразделениями, проводил учения расчетов и занятия с личным составом. Вместе с ним в Брестской крепости жила его семья: мать, жена и трое детей.

22 июня 1941 года Кижеватов возглавил оборону своей погранзаставы, здание которой разрушили первые залпы вражеской артиллерии. Лейтенант Кижеватов лично направлял огневые группы, контролировал отход гражданских, укрывшихся в казармах крепости. В первые часы боя расчеты артиллерии и пулеметчиков под его руководством отразили несколько атак на Тереспольские ворота, задержав продвижение противника.

В этот день гитлеровцы шесть раз штурмовали развалины, где засели советские пограничники, и шесть раз их атаки отражались. Дважды советские солдаты сами переходили в контратаки. Получив ранение и перевязав рану, Кижеватов продолжал командовать. В ночь на 23 июня лейтенант вместе с уцелевшими бойцами тайно покинул разрушенное здание заставы, держаться в котором больше не было возможности, и переместился в подвальное помещение казарм 333-го стрелкового полка. С этого момента лейтенант Кижеватов — командир обороны западного сектора Центрального острова Брестской крепости.
Бои продолжались до 29 июня. Боеприпасы кончились, раненых было более полусотни, шансов на подкрепление не осталось. Когда стало ясно, что крепости не устоять, а очередная группа ушла на прорыв, тяжелораненный Кижеватов с группой из 18 человек остался прикрывать отход своих солдат. «Здесь моя застава, и я ее командир. Отсюда я никуда не уйду», — эти слова лейтенанта выжившие пограничники сохранили в своей памяти.
По разным свидетельствам, он погиб при отражении очередной атаки, оставаясь до конца со своим взводом. Официально датой его гибели считается 29 июня 1941 года.
В 1942 году по доносу предателя гитлеровцы убили всю его семью.

Родоначальница кижеватовского движения
1965 год. Горком комсомола направил старшую вожатую тюменского пионерского лагеря «Спутник» Лилию Осипенко в Брест на Всесоюзный слет победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, где она из первых уст услышала историю защитников Брестской крепости.
Позже она много раз упоминала, как ее до слез тронули надписи на стенах Брестской крепости. Бои, бушевавшие в крепости дни и ночи, не оставляли времени для писем. Но потребность солдат высказать перед смертью нечто сокровенное, прочувствованное и пережитое, нашла выход. Вместо бумаги бойцы стали использовать стены казематов.
«1941 год. 26-го июня. Нас было трое. Нам было трудно, но мы не пали духом. И умираем как герои».
Особенно ее поразила личность начальника девятой погранзаставы лейтенанта Кижеватова, которому посмертно в 1965 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Лилия Афанасьевна решила добиться присвоения своей пионерской дружине имени лейтенанта Кижеватова. Через два года эта мечта исполнилась, несмотря на то, что Кижеватов не имел никакого отношения к Тюмени. Она всегда на это отвечала: «Нельзя делить героев на ваших и наших». Так не в Белорусии, не в родном для Андрея Митрофановича селе Пензенской области, а именно в Тюмени зародилось массовое движение кижеватовцев.

У них появилась своя символика, девиз, ритуалы и самое главное — музей на базе лагеря «Спутник». Все экспозиции в нем были сделаны руками детей, и вышеупомянутая символика, к слову, тоже, и экскурсии пионеры-кижеватовцы проводили сами. Начали проводиться слеты, на которых ветераны рассказывали о подвиге защитников Брестской крепости, несколько раз в год организовывались поездки в Брест. В торжественной обстановке в кижеватовцы были приняты несколько десятков тысяч ребят. В числе почетных кижеватовцев — почти все главы города Тюмени, друзья из Белорусии, Пензы и даже граждане Чехии, Италии, Британии, Германии, Японии. Так продолжалось вплоть до 2006 года.
Легенда о знамени
Отдельную главу стоит посвятить тому, как все эти годы пополнялась экспозиция музея и о главной ее реликвии — копии знамени 393 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона.
30 июня 1941 года во время боев младший сержант Семенюк, рядовые Фольварков и Тарасов в одном из казематов Восточного форта Кобринского укрепления Брестской крепости закопали это знамя, чтобы не попало в руки гитлеровцев. Долгих 15 лет он лежало в земле, пока, Родион Семенюк не прочел в газете отрывки из книги Сергея Смирнова «Брестская крепость». Там он с удивлением увидел свое имя в списке погибших и вышел на связь с автором, чтобы устранить недоразумение. И в ходе беседы он как раз и вспомнил о закопанном знамени, предложив съездить на его поиски.
Первая попытка успехом не увенчалась, но нужно отметить, что проводить раскопки в тех местах очень трудно в силу близости к границе с Польшей. Через полгода сделана вторая попытка, и 27 сентября 1956 года знамя нашли. Оно было закопано в глинобитном полу каземата на глубине 50 см, обернуто двумя чехлами (брезентовым и шелковым), лежало на соломенной подстилке и сверху было накрыто оцинкованным ведром. Очевидцы рассказывали, что в этот момент Родион Семенюк плакал от счастья.

Оригинал хранится в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Решением ветеранской организации города Бреста копия знамени 393 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона передана на вечное хранение тюменскому движению кижеватовцев.
Больше сорока лет реликвию использовали на всех торжественных мероприятиях, и она стала ветшать. Как рассказала заведующая музеем боевой славы «Память» клуба имени Кижеватова Eлена Логунова, в 2022 году депутат тюменской городской думы Юрий Баранчук выделил средства на создание новой копии, которая ныне используется кижеватовцами, в том числе постоянно выносится в торжественные моменты ротой почетного караула ТВВИКУ.
Стоит отметить долгую и крепкую дружбу тюменских кижеватовцев и сотрудников мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Все его директора неизменно приезжали на слеты в «Спутник», по сей день с радостью встречают тюменцев в Бресте и хранят в экспозиции мемориала красный галстук и футболку с эмблемой тюменского кижеватовского движения.
Многие экспонаты были добыты для музея руками самих кижеватовцев. В 1968 году на базе пионерской организации работали «красные следопыты», которые в том числе выезжали на места боев. Например, из поездки в Старую Руссу привезены противотанковое ружье и великое множество других ценных предметов. Так набралось четыре комнаты экспонатов.
С 2003 года музейные витрины регулярно пополняются находками, добытыми воспитанниками поискового отряда «Кречет» под руководством Андрея Ковалевского.
В «Спутнике» по инициативе Лилии Осипенко и проекту известного тюменского скульптора Геннадия Вострецова установили обелиск пограничникам Брестской погранзаставы, в центре композиции -лейтенант Кижеватов. (В 2008 году ветераны Тюменской общественной организации пограничников перенесли его в Казарово).

Последняя защитница Брестской крепости
Когда закрылась пионерская организация и кижеватовцы потеряли поддержку, Лилия Осипенко вместе с ребячьим активом создала общественную организацию «Республика кижеватовцев».
«Надо отдать должное Лилии Афанасьевне. В девяностые она вела себя как последний боец Брестской крепости. Именно она сохранила кижеватовские традиции. Когда в бывших пионерских лагерях творилось что-то ужасное, никто не знал, что делать, как теперь воспитывать детей, а в «Спутнике» по-прежнему проводились слеты, военно-патриотическое воспитание, водили в музей, рассказывали про Кижеватова. Иногда молодые вожатые спрашивали, мол что за старье? У нас уже новая жизнь, новое государство. А Лилия Афанасьевна как на бастионах крепости стояла, объединяя вокруг себя детей и старших кижеватовцев. Во многом благодаря этому, когда лагерь был закрыт, удалось в клубе открыть богатую экспонатами музейную комнату», — рассказывает Eлена Логунова.

В 2001 году музей переехал в клуб детского творчества имени Кижеватова и стал называться музеем боевой славы «Память». Лилия Афанасьевна устроилась туда педагогом-организатором патриотической работы.
Eсли в лагере у музея было четыре большие комнаты, то тут только две. Многие экспонаты, которые Лилия Афанасьевна не смогла разместить в новом музее, она подарила музейным комнатам тюменских школ, куда часто приезжала на уроки мужества.
Лилия Осипенко ушла из жизни 13 января 2012 года. 22 августа 2019 года у клуба детского творчества был установлен монумент Андрея Митрофановича Кижеватова. А на стенах клуба установлена мемориальная доска в честь самой Лилии Осипенко, изготовленная на средства кижеватовцев.
Eсли не мы, то кто?
После смерти Лилии Афанасьевны музейная экспозиция была законсервирована. В 2019 году, перед 55-летием клуба имени Андрея Кижеватова, Eлена Логунова вместе со своими воспитанниками три месяца практически ночевала в музейной комнате; старшие кижеватовцы помогли деньгами, и музей был полностью воссоздан и открыт. Работает и сегодня.
На вопрос, почему ей было важно вернуть к жизни музей, Eлена Валентиновна отвечает: «Нельзя, чтоб все это погибало. Когда работаешь в клубе достаточно долго, ты этим духом проникаешься. Eсли не ты, то никто этого не сделает. Надо было брать и делать».
Сегодня расписание музея боевой славы «Память» насыщенное, как и в былые времена. Создан юнармейский отряд пограничной направленности «Кижеватовцы», ребята проводят экскурсии и выездные уроки мужества в школах. В день бывает до пяти экскурсий! Экспозиций тоже несколько, одна из них, например, посвящена подвигу медиков Брестской крепости, другая посвящена находкам отряда «Кречет» (на сегодняшний день они смогли определить по медальонам более 150 солдат, каждому стараются создать альбом, ищут родственников).
В 2022 году почетный Генконсул Беларуси в Тюменской области Владимир Шугля выделил средства для оснащения музея. Ну и самое масштабное: в этом году впервые с 2011 года будет проведен слет кижеватовцев. Ожидаются гости со всей России и Белорусии.
— Что это значит — быть кижеватовцем?
— В нашем девизе есть такие строчки: если тебе кижеватовец имя, имя крепи делами своими. Быть кижеватовцем — это не слова, это действия, — говорит Eлена Логунова. — Мне вспоминается одна история. В 2010 году один из воспитанников рассказал, как они с друзьями стали бегать к Вечному огню и следить там за порядком. Тогда почетных караулов уже не было, и ребята сами, без подсказок, взяли на себя эту роль. Не позволяли кидать в огонь снег и мусор, заботились об общественном порядке. Это маленький пример того, что кижеватовцы — не просто те, кто помнит, но и те, кто делает.
Мечта, которая сбылась
Eлена Логунова рассказала, что многие годы Лилия Осипенко мечтала об улице имени Андрея Кижеватова, неоднократно направляя письма в администрацию города. Правда, она представляла себе, что улица будет поближе к клубу детского творчества, предлагала улицу Мельничную переименовать.
Когда в районе Плеханово началась застройка, к делу подключилось областное национально-культурное общество белорусов, и наконец было принято решение одной из новых улиц присвоить имя Андрея Кижеватова.
Сегодня здесь тихо и удивительно уютно. Всего шесть частных домов, еще два, судя по технике на участках, скоро построятся. Интересно, что дорога упирается в пустырь, немного не доходя до объездной дороги. Живут люди с видом на трассу, зато недалеко Плехановский бор и озеро.
В 2023 году активисты белорусской автономии совместно с местным ТОС и кижеватовцами посадили аллею героев в честь защитников Брестской крепости. Было бы символично, если б деревья сажали на проезде Кижеватова, но увы, свободного кусочка земли не нашлось, и аллею перенесли чуть в сторону, в конец улицы Анатолия Секисова. В акции также приняли участие общество ветеранов, помощник почетного генерального консула Республики Беларусь в Тюмени Анна Шугля, местные жители и участники автопробега «Сургут-Брест». Одно дерево привезли из самого Бреста; рядом установлен мемориальный знак о подвиге Андрея Кижеватова. В этом году к 9 Мая здесь высадили еще пять деревьев.
Фото history.gpk.gov.by, из архива музея боевой славы «Память» и Ольги Гольдинберг
***
фото: Андрей Митрофанович Кижеватов;Запись на стене Брестской крепости;Девятый слет кижеватовцев в 1985 году;Лилия Осипенко;Улица Андрея Кижеватова 2025 год.;Улица Андрея Кижеватова 2025 год.;Улица Андрея Кижеватова 2025 год.;Улица Андрея Кижеватова 2025 год.
