X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Тюменским был бы нам к лицу

Люблю рыжих, оказывается, больше всего их не только в Шотландии и Ирландии, в Удмуртии рыжеволосых около 30 процентов. В самом рыжем месяце сентябре в Ижевске проводится «Рыжий фестиваль», в 2024 году он прошел в двадцать первый раз. Выбирали самых рыжих взрослого и ребенка, самого рыжего питомца, рыжую песню, проводили рыжий вернисаж, рыжие квизы. Вход на фестиваль свободный, проходит он в парке, если позволяет погода, рады всем, не только рыжим, приветствуется любой рыжий образ, даже ленточка и шарик.

Прошлый год стал знаковым для цвета под названием «ижевский рябиновый». Институт цвета Pantone объявил цветом 2025 года цвет mocha mouse (цвет какао, кофе с молоком, в общем, такой светло-коричневый). Находчивые же ижевчане «импортозаместили» цвет года, противопоставив ему свой. Удмуртия выбрала свой цвет 2025 года: ижевский рябиновый.

Рябина — символ города, растет во многих дворах, изображена на гербе, упоминается в гимне Ижевска, по поверьям, защищает от порчи и болезней. Цвет однозначно бодрее mocha mouse. Тема «обратным способом» завирусилась и в городе — стали выпускать мерч с рябиной, в пресс-службе администрации города поддержали историю, чиновникам теперь разрешено приходить на совещания правительства в рябиновом, главе города подарили шапку рыжего цвета, естественным образом ижевский рябиновый стал главным в логотипе юбилейного, 265-го дня рождения города.

— Так быстро «дать ответ» помогло то, что этим цветом город «говорит» уже давно, он для него базовый, родной, выросший из нашего культурного кода, — рассказал дизайнер Вячеслав Правдзинский, выступая в центре стратегического развития «Сибирь» на установочной сессии по разработке мастер-плана. Цвет города стал городским достоянием, тем, чем люди активно пользуются. Некоторые троллейбусы и трамваи покрасили в ижевский рябиновый, используют не только цвет, но и ижевский фирменный шрифт. Все это формирует общее ощущение города, его стиль, голос, визуальную культуру. Люди узнают, улыбаются.

Как создавались такие базовые образы и цвета, своего рода библиотека стилей, об этом рассказывал Вячеслав. Он отметил, что создать один бренд для города невозможно, потому что у города много смыслов, богатая история. Невозможно в одном символе отразить все. Однако важно узнать эти смыслы, создать что-то вроде справочника символов, знаков, чтобы они откликались у горожан, привлекали гостей. Изучить нужно все: логотипы предприятий, исторические памятники, природные особенности и характеристики, городские мемы и легенды. Например, в ижевский базовый набор логотипов вошли лось, и две знаменитые буквы ИЖ на мотоциклах и автомобилях. Не обошли дизайнеры и троллейбус «однерка», считая, что так его называют только ижевчане. Из одежды символом стал наградной кафтан оружейников Ижевска. Год потратила команда на изучение города, затем еще несколько лет — на разработку и пробы. Сегодня, через семь лет, базовый набор составляют 200 символов, но пополнять его нужно постоянно, потому что город меняется. Брендинг города — это не проект, а процесс, который идет постоянно, уверен дизайнер.

А еще важен шрифт. Дизайнер рассказал, что работа с визуальной коммуникацией города дала понимание, что у Ижевска есть шрифтовая традиция. Решили разработать локальный шрифт, которым Ижевск будет «разговаривать». В итоге сделали два: для заголовков и текстовый. Удобство налицо — на такой шрифт не нужно покупать лицензии, а еще он — тоже отражение города. Свой шрифт дает возможность использовать его в деловой переписке, вывесках, указателях улиц и т.д.

Обустраивая заброшенную типографию, дизайнеры дали горожанам оценить придуманное — показали старые и новые вывески, городские объявления и газеты, чтобы можно было увидеть, сравнить и понять, что новый шрифт очень похож на тот, что был. Это тоже важно, отметил Вячеслав: новый стиль города должен перекликаться с тем, что уже есть, не кардинально отличаться от того, к какому привыкли за много лет. «Мы не придумали фактически ничего нового, мы взяли наследие города и пересобрали его в удобном для использования формате. Город не должен чувствовать дизайн-репрессии. Он должен чувствовать, что дизайн стал чище, удобнее, понятнее, эффективнее в использовании».

Такая вот библиотека стилей сформирована за семь лет в Ижевске, еще, мне кажется, хорошо подойдет сравнение с гардеробом, составленным из базовых, лично для тебя подобранных по стилю и цвету вещей. Интересно, какой цвет мы подберем для Тюмени?

ФОТО ЮЛИЯ КОНОНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта