Тайны бабушкиного рушника

Идя на праздник рушника в Дом российско-белорусской дружбы, я и не подозревала, сколь много нового узнаю. Я полагала, что рушник — это просто расшитое полотенце. Но оказалось, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. Это атрибут, в каждый символ которого вложен глубокий смысл.
— Это изделие сакрально и символично, в любом его переплетении душа живет, и волшебство, и вдохновение, ведь это чудо, что в искусстве мастерицы история родной земли хранится, — такими словами открыла праздник активистка областной автономии белорусов Ирина Ульянова.
Историю белорусского рушника по крупицам восстановили этнографы. Некоторые страницы этой истории приоткрыла Алена Кукарская.
Рушник — это обрядовое вышитое полотенце, предмет народной культуры и творчества белорусов (и не только). На него становятся молодожены в церкви, на нем выносится хлеб-соль для дорогих гостей, им украшают иконы. Созданный по законам искусства, рушник не только украшает быт, но и напоминает о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом. В зависимости от назначения различают несколько видов рушников. Eсть «утиральник» — он для вытирания рук и лица после умывания, есть «тряпкач» — на нем выносили обед в поле, есть «обыденник» — им обвязывали придорожный крест. При использовании в быту выделяли декоративные рушники — для украшения зеркал, фотографий, стен; обрядовые — для определенных ритуалов, и самые главные — «набожники», ими покрывали иконы и образа. Занявший почетное место в красном углу «набожник» мог положительно влиять на семью, на ее жизнь и даже на достаток. Сохранилось выражение — какой рушник, такая и дорога. Рушники использовались для различных целей, но был среди них и особый, главный оберег семьи и избы — одним концом его обращали к небу, а другим укладывали на пол, тем самым соединяя между собой небо и землю.
В старину рушники вышивались символами, которые считались сильнейшими оберегами. Им приписывались целительные свойства, они сопровождали своих хозяев от рождения до смерти. По узорам на рушнике можно было прочитать всю историю рода на протяжении нескольких поколений, а также выразить свои надежды и пожелания на будущее.
Каждая девушка в своем приданом должна была иметь не менее ста рушников. Один из них предназначался для молодого мужа, два -для его родителей, а еще — для будущих детей. На тонкий мягкий рушник бабка-повитуха выкладывала новорожденного. Такой рушник девушка готовила еще до замужества, бережно вышивая и закладывая в него пожелания будущему ребенку. Очень важно было при подготовке рушника поститься, чтобы иметь благие намерения и чистое сердце, обязательно мыть руки перед работой, чтобы смыть все негативные энергии.
Рушник и до нашего времени остается символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей всегда встречают хлебом-солью на рушнике, хлеб на непокрытый стол не кладут, а в Пасху рушниками накрывают куличи и крашеные яйца. Узоры рушников очень тесно связаны с белорусскими легендами. Один из главных образов -древо жизни, символ бессмертия и вечной жизни. Лесная баба, богиня плодородия и урожая — это кукла, сделанная из пшеницы и ржи. Особой любовью у белорусов пользуются и образ матери, и образ любви. Наиболее полным выражением лирических настроений в народном искусстве стали птицы. Так кукушка символизировала женщину-вдову, сокол — любимого, а лев — героя. Хоть голуби считаются символом мира, на вышивке они тоже олицетворяют любовь. Два голубя с головами, направленными в одну сторону, символизируют пару, если головы повернуты друг к другу, особенно если между ними есть букет цветов, это означает любовь в самом ее расцвете, а если птицы отвернулись друг от друга, значит, любовь закончилась. Даже такое вплетали в тканое кружево.
Один из самых красивых — образ Лады, богини красоты, юности и брака. Девушки вышивали Ладу, чтобы возлюбленный их полюбил, таким образом призывая в свою жизнь гармонию, счастье и любовь. Священным считалось наличие множества символов на свадебном рушнике. Присутствие восьмиугольной звездочки означало солнце, волнистая линия — бесконечность жизни, виноградная лоза была символом плодовитости и достатка в доме, а калина всегда олицетворяла красоту девушки. Крупные бутоны символизировали будущих детей. Через символы можно было прочитать, сколько у девушки братьев и сестер, живы ли ее бабушка с дедушкой, сколько у нее еще родственников.
Надежда Подкорытова, руководитель автономии белорусов, сделала обзор рушников, представленных на выставке, рассказала о тех рушниках, которые вышивались в их семье и передавались из поколения в поколение. Рассказала она и о мастерице Галине Ситниковой из села Новоберезовка Аромашевского района, которая до сих пор вышивает рушники, дорожки, пояса, сохраняя старинную технику вышивания. Также на выставке были представлены фото работ Ирины Забавской, известной в Беларуси мастерицы из Осиповичского района. Она вышивает рушники без канвы (специальной сетчатой основы), а это кропотливый и долгий процесс. Это старинная техника, которая сейчас практически утрачена, когда и с лицевой, и с изнаночной стороны все очень красиво. Раньше так и говорили: лицо для народа, а изнанка — для бога.
На празднике в Доме дружбы было много гостей, и каждый мог выступить со своей историей. И историям этим не было видно конца и края, потому что многие семьи хранят традиции предков, как и сами рушники. Так было решено устроить конкурс «Семейный рушник». Каждый желающий мог (и может еще успеть) прислать фото семейной реликвии и рассказать о ней, или рассказать историю своей семьи в группе «Белорусы Тюменской области» или на своей странице в «Контакте» до конца дня 11 июня. В конце дня будут подведены итоги конкурса, победители будут определены с помощью рандомайзера, и в день России на фестивале «Мост дружбы» получат подарки.
ФОТО ЮЛИЯ КИВИ
***
фото: Подкорытова Надежда рассказывает о своей семейной реликвии
