X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Ильменский звездопад

«Приехали в пятницу ночью. Насилу нашли свободное место для палатки. Повсюду натянуты веревки между деревьями, все огородили свои места. Поставили мы палатку и, уставшие, уснули. Просыпаемся утром — а прямо перед нами главная сцена!»

С такого вот приятного сюрприза, по рассказу тюменцев, начался для них Ильменский фестиваль. Все основные события происходили по обозначенной причине у них на глазах. А фестиваль в этом году получился как никогда «звездным». Столько известных бардов «Ильменка» еще не видела — Галина Хомчик, Александр Городницкий, Юрий Гарин, Вячеслав Ковалев, Виктор Третьяков, Алексей Иващенко и, конечно, народный артист России Олег Митяев. Неспроста ночной гала-концерт получил название «Ильменский звездопад».

Кроме главной, программы шли одновременно еще на двух площадках — «Лесной сцене» и в «Детской республике». По этому поводу Митяев сказал на пресс-конференции:

— Чем хорош жанр авторской песни? Тем, что он многослойный. Люди, приезжающие на фестиваль, могут выбирать любимого автора и любую сцену.

ВЕЧНЫЙ ЖАНР

Знаменитый на всю страну фестиваль авторской песни, который по традиции проходит на берегу великолепного озера в окрестностях Миасса, вновь собрал около сорока тысяч участников. Эта цифра остается стабильной на протяжении ряда лет, несмотря на синусоиды политической, и экономической ситуации. Приезжает уже другое поколение бардов, новое, отмечают организаторы, но дух остается прежним.

«Придумал» фестиваль Челябинский областной клуб самодеятельной песни во главе с Ларисой Коробициной в 1973 году. Олег Митяев c Марком Лейвиковым (ныне председателем правления международного фонда «World for Culture and Peace») выступали на том же месте, на той же сцене, еще в студенческие годы, а сейчас участвуют в организации фестиваля.

Все желающие принимают участие в конкурсе, и каждый имеет возможность пройти мастер-класс у известных бардов. Есть детский конкурс «Наша смена», есть альтернативная сцена — все создано для того, чтобы появлялись новые песни.

Как пояснил участник дуэта «Мастер Гриша» Михаил Цитриняк, на мастер-классах бардов учат думать:

— Мы помогаем автору осознать, что хотел он сказать своей песней, как выразить эти мысли. Большему мы не можем научить.

— Чтобы сложилась песня, нужны яркие впечатления, — объясняет процесс творчества Олег Митяев.

Председатель жюри Александр Городницкий признался, что приехал сюда для того, чтобы посмотреть, как меняется авторская песня. В том, что она была в России всегда, в той или иной форме, и всегда будет, он уверен.

Давний поклонник авторской песни — тюменка Наталья Вайцеховская передала эту любовь сыну. На нынешнем областном фестивале «Одиссея» Коля был удостоен специального приза за песню «Неигрушечная война», которую посвятил Дню Победы. Теперь мама впервые привезла его на Ильменский фестиваль. Николай Вайцеховский спел на первом отборочном этапе, но во второй тур, увы, не прошел: уровень авторов и исполнителей на «Ильменке» достаточно высок.

И все же Александр Городницкий считает, что конкурс — не самое главное. Наверное, важнее то, что происходит у костров и вне конкурса — песни до самого утра.

— Ни к чему первые-вторые-третьи места. Все одинаковы перед дружбой, перед авторской песней, — говори т Городницкий. — Последний раз я был на Ильменском фестивале в 2003 году. Приезжаю сюда, как на родину! Фестиваль — это праздник, а Россия ими не избалована. Люди приехали улыбаться, отдыхать, верить в завтрашний день. Грушинский был замечательным фестивалем. Двадцать пять лет я был там председателем жюри. Но он раскололся надвое. Стыдно смотреть! Авторская песня — это то, что должно объединять. Здесь, посмотрите, организаторы, милиция, медики — они одной командой работают, причем иногда за спасибо. Хотим мы этого или нет, челябинский фестиваль сегодня в России самый главный, потому что он дружный. Поэтому я с большой радостью приехал сюда.

ГИТАРЫ И СТАКАНЫ

Организуют фестиваль из года в год министерство культуры Челябинской области, Фонд Олега Митяева и администрация Миасса. Генеральным спонсором третий год подряд выступает бренд «Ярпиво». На реплику журналиста, что на фестиваль стали приезжать не только люди с гитарами, но и люди со стаканами, Митяев на пресс-конференции ответил:

— Тема это больная. У каждого, наверное, есть в семье или у друзей такая проблема. Мечтаю, чтобы главным спонсором Ильменского фестиваля когда-нибудь стала детско-юношеская библиотека города Челябинска. То есть у нее было бы столько денег, чтобы все здесь проводить! И это было бы правильно. Но пока до такой «национальной идеи» нам далеко. Спасибо тем, кто хоть как-то помогает нам собираться и петь свои любимые песни.

Ильменский фестиваль — самый родной и самый качественный фестиваль и для Юрия Гарина. По его словам, все хорошо: и пиво, и авторская песня, нужно только приоритеты расставить.

Кстати, для соблюдения правил торговли пивом тут организовали рейды общественного контроля «Есть 18? Подтверди!» Первая же такая проверка выявила четыре случая продажи хмельного напитка несовершеннолетним. Были составлены протоколы с участием сотрудников милиции, и нарушителям пришлось заплатить штраф.

Генеральный спонсор вручил один из призов — двухместную палатку — победителю конкурса дуэту «Мы» из Кемерово за патриотическую песню о России.

Благодаря экологической акции «Чистый лес» , которую бренд «Ярпиво» организовал на площадке фестиваля, с территории Ильменки в этом году вывезли более шести тонн мусора.

СТАРАЯ ДРУЖБА НЕ РЖАВЕЕТ

По традиции Олег Митяев приглашает на фестиваль своих друзей, которые не являются представителями жанра авторской песни. В этом году специальным гостем стал заслуженный артист России Валерий Сюткин.

Как рассказал «король Оранжевое лето», с Митяевым он познакомился в 1989 году в Германии.

— Олег, будучи не столь знаменитым, как сейчас, был таким же отзывчивым и хорошим человеком, — рассказал Сюткин. — Уважаю людей, которые выдерживают испытание славой. В этом году в феврале я пришел поздравить Олега с днем рождения, и он взял с меня обещание выступить летом на фестивале.

Подарком для меломанов стало выступление Сергея Маркарова, известного пианиста, профессора Парижской и Московской консерваторий, удостоенного звания «Артист мира ЮНЕСКО». Естественно, Маркаров «Стейнвей» не привез, его было бы невозможно установить. Роль «рояля в кустах» сыграл синтезатор.

Бывало и такое, что авторская песня притягивала к себе представителей других видов искусства, и они начинали работать в этом жанре профессионально. Галина Хомчик говорит об этом, как о предначертании:

— В какой-то момент я стала нужнее в авторской песне, чем в области тележурналистики. Так судьба распорядилась!

Михаил Цитриняк по профессии — актер и режиссер. В авторской песне он увидел возможность сделать то, чего не мог раньше.

— В 1996 году, когда стало как-то неинтересно работать в театре, встретились с Борей Кинером и стали петь песни. Я попрощался с театром, и вот уже 14 лет мы работаем вместе.

В последние несколько лет в теле- и радиоэфире стали раздаваться голоса, что, мол, авторская песня нужна лишь самим бардам.

— Как бы ее ни ругали, авторская песня будет принимать другие формы, будет исполняться под современную музыку, но останется жива, — считает Александр Городницкий.

Подтверждением этого мнения стала по-своему удивительная новость: фестиваль авторской песни вошел в культурную программу Белой Олимпиады в Сочи, и провести его пригласили команду, делающую Ильменский фестиваль. «Надеюсь, что Олимпиаду мы выиграем!» — заявил Олег Митяев.

Да, авторская песня менялась всегда, вместе с эпохами, но никогда ни под кого не подстраивалась, ориентируясь на вечные ценности. Как сказал Юрий Гарин, «слушайте авторскую песню, сделайте радио погромче, и пусть дети ее тоже слушают. И тогда все в нашей стране будет хорошо».

***
фото: Тюменец Коля Вайцеховский у ильменского костра;Поет Олег Митяев;Идет прослушивание — первый этап конкурса авторской песни.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта