X

  • 14 Май
  • 2024 года
  • № 50
  • 5549

Талантам надо помогать

Талантливые дети требуют особого внимания и контроля. О том, как с ними работать и общаться, тоже говорили вчера учителя городских и областных школ.

Программа развития одаренных детей существует уже четыре года. За это время учителя опробовали разные технологии обучения, начали составлять банки данных, организовывать научные летние лагеря и творческие мастерские…

Но идеального рецепта, как воспитать одаренного ребенка, пока не нашлось. Педагоги ищут формулу: как выявить талант, как поддержать интерес юного таланта и дать ему реализовать свои возможности? Эти вопросы обсуждали вчера на круглом столе в школе N 20.

— За четыре года мы добились массовости: с каждым годом увеличивается число участников предметных олимпиад. Но, уважаемые коллеги, не надо гнаться за количеством! — сказала в начале беседы Ирина Поварова, начальник отдела общего образования областного департамента образования и науки.

Она заострила внимание педагогов именно на результатах олимпиад и научных конференций, на высоких баллах ЕГЭ. Ведь Министерство образования и науки РФ ждет от нас именно побед, а не просто участия. Однако такая позиция вызвала среди учителей большую дискуссию.

— Это что получается — одаренность и талант мы сводим к результатам олимпиад? Мы готовим детей по художественным и спортивным направлениям, но ведь это не входит в главные показатели успеха. ЕГЭ, олимпиады и отсутствие жалоб на школу — вот что нас интересует в первую очередь. Но ведь ребенок не обязан быть талантливым, он должен ходить в школу и выполнять домашние задания. Больше он ничего нам не должен, — высказал свою позицию Виктор Немчинов, директор школы N 25.

Его поддержали и другие учителя. Они отметили, что из-за высокого внимания к талантам могут пропасть из виду обычные дети, без каких-то особых способностей.

— Нет бездарных детей! — слышу я с задних парт.

— Надо выстраивать интересные уроки, задавать проблемные вопросы и наблюдать за школьниками. У каждого есть способности! -звучит одобряющий голос.

Поступает еще одно предложение: составить индивидуальные карты на каждого ребенка и записать туда все, чем он интересуется, чего хочет добиться. А в школе N 2 Викуловского района такие карты личностного роста заводят еще в детских садах. Ведь воспитатели тоже следят за развитием детей и знают их интересы.

— И я с вами согласна. Вы, наверное, неправильно меня поняли в самом начале беседы, — говорит Ирина Поварова. — Я не считаю, что надо растить одних только гениев. «Олимпиадников» у нас единицы. Надо создать такие условия, чтобы дети смогли себя проявить.

Учителя одобрительно кивают и начинают шептаться друг с другом, обсуждать предложение.

— Кроме всего прочего, мы не должны отпускать талантливых детей в свободное плавание. Он победил на олимпиаде — прекрасно, поддержим его. Но такие дети отличаются от остальных. Они нередко замкнуты, не умеют и не хотят отдыхать. Таких ребят надо социализировать, правильно распределять их время! — поднимает еще одну проблему Ирина Смирнова, заместитель директора тюменского информационно-методического центра.

Галя Безбородова

— Вот вы говорите, результаты олимпиад не такие хорошие, как бы нам хотелось. Но если не будем дополнительно заниматься -результат не улучшится. Наши школьники занимаются по 12 часов, а китайские — по 18! Оттого и результаты на международных олимпиадах у них выше, — парирует Виктор Немчинов.

— Дополнительное образование — это хорошо. Но в конце дня дети вымотались, учитель устал — будет ли желаемый результат? Начинается все на уроке, когда мы придумываем интересное задание, игру. А у нас зачастую как выходит: задали вопрос и спросили у отличницы. А остальные? Надо воспитывать многомерное мышление, объемный взгляд на проблему, -продолжает дискуссию Елена Володина, заведующая кафедрой филологии ТОГИРРО.

Дискуссия длилась два часа и продолжилась бы дальше, но регламент нас ограничил. Даже во время обеденного перерыва учителя возобновили разговор по этой теме. Действительно, тема новая и проблемная. Раньше мы оберегали детей из неблагополучных семей, а теперь вектор опеки сместился на талантливых ребят. Считается, что за ними потянутся-подтянутся и отстающие.

— Главное, чтобы все эти наши разговоры не остались только разговорами. Развивать школьников — наша основная задача, — завершила беседу Ирина Поварова.

***
фото: Перед коллегами выступает директор гимназии N 12 Лидия Платонова;Педагоги районных детских садов и школ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта