X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Можно снести памятник, но нельзя убить память

Делегация тюменского общества жертв политических репрессий побывала в Ишиме, чтобы почтить память расстрелянных в годы сталинских репрессий. Вместо чувства исполненного долга тюменцы вернулись домой с обидой и болью.

— Мы побывали на старом кладбище в Борках, где есть захоронения расстрелянных в 1937-1938 годах. По местным данным, это около двух тысяч человек. Что мы там увидели, не передать словами! К памятному кресту в глубине кладбища ведет одна узкая тропинка, вся в колдобинах. Идти по ней сейчас тяжело. А осенью, когда вокруг распутица и грязь, дороги просто нет. Мы шли по бурьяну, мимо провалившихся могил, — возмущена Эмилия Николаевна Долгополова, член общества жертв политических репрессий. — И это не только мы заметили, сегодня и сейчас. Отец Евтифий из местной церкви, который встречал нас и служил панихиду, уже несколько лет говорит о проблеме: старое кладбище брошено. За ним никто не следит.

Брошено не только кладбище. Как плевок в сторону реабилитированных — демонтаж памятника «Землякам — жертвам трагических событий 1921 года», который находился в центральном парке Ишима. Место для него было выбрано не случайно. Здесь, на Базарной площади, 10 февраля 1921 года кавалерийский отряд под командованием Лушникова и отряд ишимских коммунистов отбили атаку крестьян-повстанцев, пытавшихся захватить город. Неподалеку похоронены жертвы восстания.

При реконструкции площади в середине 1970-х годов на братскую могилу положили скромную гранитную плиту. Скромен был и знак 2001 года. Так скромен, что многие горожане не догадывались о его существовании. А недавно по инициативе одного из предпринимателей появился новый памятник — ворон с терновым венком в лапах. Мрачный монумент, но заставляющий задуматься.

Что же увидели тюменцы, приехав к памятнику? Его демонтировали, а на место, где была пролита первая кровь Крестьянского восстания, поставили очередной «шедевр» Екатеринбургского художественного фонда. Он называется «Хлеб нашей памяти» и являет собой куб, поперек него ниспадающее знамя, а в центре — буханка бородинского, от которой отрезано несколько ломтей. Эту конструкцию фонд предложил установить к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года во многих городах России. Всем напомнили историю о том, что бородинский хлеб — черный, с кориандром (символом картечи) — придумала вдова генерала Тучкова в память о муже, погибшем на Бородинском поле.

Ишимцы впереди планеты всей бросились устанавливать растиражированную копию «Хлеба…», не особо задумываясь, какое отношение это имеет к истории их города. А памятник жертвам Крестьянского восстания увезли на кладбище. Как говорится, с глаз долой — из сердца вон.

Хуже всего, что сделано это, скорее всего, не только по инициативе местных властей. Вклад внесла и общественность. На ишимских форумах можно найти множество негативных высказываний о внешнем виде монумента, напоминающего о трагедии 1921 года. Дескать, ворон слишком депрессивен, ассоциируется с гибелью и разрушением. Ни к чему он в центре города.

Но почему этот монумент должен быть умиротворяющим? Это не памятник победителям, где ясно, на чьей стороне правда. За кем истина в войне, где брат шел против брата?

— Людей убивали ни за что, гноили в тюрьмах. Но эту часть истории до сих пор стараются скрыть, замолчать. И стыдно, и горько за людей, которые реабилитированы только на бумаге. Закон о реабилитации не выполняется. И дело даже не в льготах, которые он гарантирует. Мы не умираем с голода, никто не умирает. Это морально тяжело — до сих пор быть «врагами народа», — говорит Эмилия Долгополова.

В обществе жертв политических репрессий подготовили обращение к вице-губернатору Сергею Сарычеву о ситуации в Ишиме. Его собираются подписать все реабилитированные.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта