X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Вечная деревня и европейские комбайны

Нам, горожанам, кажется, что лето в Тюмени каждый год невыносимо жаркое. Но нет, говорят аграрии, по-настоящему знойным оно было только сейчас.

То, что в деревне иной ритм жизни и другой угол зрения, понимаешь, только когда возвращаешься в город. Вот запестрели вывески магазинов; пешеходы копошатся на остановках; машины не едут, а дергаются от одного светофора к другому. А в поле в это время — спокойствие, размеренность и какая-то основательность.

— В прошлом-позапрошлом годах 30-градусная жара стояла по нескольку дней, — говорит Александр Семенков, главный агроном агрофирмы «Каскара». — Но чтобы месяц сушило, как в этом году, — такого не припомню!

За его спиной — капустное поле, по которому не спеша едет трактор. Несколько рабочих грузят красные сетки с кочанами. Капуста, еще не завитая в вилки, напоминает сочный папоротник. На непросвещенный взгляд, такая картинка — настоящая деревенская идиллия. Но для агрария поле -словно ладонь, по которой он в подробностях видит последствия природных катаклизмов и будущее урожая.

Галя Безбородова

— В середине июня, накануне Дня России, был сильный град, -вспоминает Александр Степанович. — Он превратил нашу капусту практически в квашню. К этому надо добавить бесснежную зиму, отсутствие влагозарядковых дождей… В итоге урожая мы соберем чуть меньше, чем в прошлые годы.

В этом «чуть», наверное, сотни тонн овощей, но агроном не выглядит обеспокоенным: «возьмем все, что сможем взять». Может быть, сама обстановка навевает философское настроение? Над головой — широкое солнечное небо. Редкие машины проедут с шумом по дороге, и снова возвращается тишина. Вдалеке над сеноуборочными машинами плавно кружат ястребы, высматривающие добычу.

— Еще есть небольшие запасы картофеля с прошлого года, — поясняет агроном. — Выкопали триста тонн ранней картошки, через неделю начнем рубить капусту. Животноводческие хозяйства обеспечены сенажом, кукуруза выглядит неважно, но все равно пойдет в корм. Так что без запасов на зиму не останемся.

Он объезжает поля, как добрый хозяин, осматривающий свои владения. Здоровается с водителями машин, по телефону переговаривается с механизаторами. О продукции своей отзывается с любовью.

Галя Безбородова

— Капуста — это наш, исконно сибирский, витамин. Зачем покупать привозную? Конечно, на юге все поспевает быстрее, но я не знаю, в каких условиях там выращивают овощи.

В агрофирме, говорит Семенков, отказались от химических добавок, минеральных удобрений. Раньше овощи росли быстро и помногу, но оставались нереализованными, приходилось их везти обратно в поле, запахивать. Сейчас сделан упор на биологическое земледелие: урожая добиваются за счет севооборота, культурооборота, а химию используют только для борьбы с вредителями. Для прополки после мелких дождей выходят люди, которые получают за эту работу продукты, что сами и вырастили..

Сейчас на полях со свеклой, морковью, капустой виднеются маленькие фигурки людей — выборочная уборка идет полным ходом. Халида Бесепова и Альфия Менекаева вручную срезают капусту, за ними поспевает трактор. Рабочие тушуются, когда к ним приближается фотограф, потом с удовольствием начинают позировать. Агроном смеется в усы: что тут интересного — как будто на своем огороде люди дергают репку. Таким старым, ручным способом с поля можно собрать 10-30 тонн овощей в день, а с помощью техники — в десятки раз больше. Вот когда на поле выезжают машины, начнется настоящий праздник.

Техника дожидается своего часа в ангаре — картофелеуборочные комбайны, которые легко трансформируются под сбор моркови. Агроном объясняет, как они работают: лопатка подкапывает под кустом, вместе с землей клубни поднимаются по транспортеру, наверху земля отсеивается, а овощи попадают в бункер или машину. Затем на складе их сортируют по размеру.

Галя Безбородова

Слесарь Раис Сабиров как раз готовит к новому сезону сортировочную машину. Говорит, что она еще с советских времен, но работает нормально, если ухаживать за ней как следует. А вот импортная техника в ремонте пока не нуждается: самый старый комбайн — с 1992 года, но «на нем еще пахать и пахать».

— Техника у нас давно европейского уровня, — добавляет Александр Семенков. — Немецкая, бельгийская. Так что от жизни мы не отстаем.

По городу тоже ездят европейские машины, но все вечно куда-то торопятся. Здесь же — спокойствие и никакой суеты.

Галя Безбородова

Может быть, потому, что в деревне проще отделить сиюминутное от действительно важного. Как сказал пару лет назад Владимир Ковин, бывший директор департамента агропромышленного комплекса, «сельское хозяйство вечно, потому что без него нет самой жизни». И аграрии это понимают.

***
фото: Дождевальные установки — вместо дождей;Главный агроном Александр Семенков;Картофель цветет и пахнет;Ручная уборка моркови;Слесарь Раис Сабиров и сортировочная машина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта