X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Такой притягательный Центр

Полтора года назад бывший колмаковский флигель на улице Первомайской завершил столетие своих метаний. Перейдя в XX веке из частной собственности в коммунальную, он успел послужить и здравоохранению в качестве рентгеновского кабинета. И более низменным (а может быть, и более возвышенным?) страстям. Старинный резной домик-кораблик поднял новые паруса и в крутом бейдевинде вышел в открытое море культуры.

Знаю, было много споров о маршруте предстоящего плавания. Были и неожиданные попытки уплотнить его каюты и палубы весьма достойными пассажирами. Не то, чтобы пытались взять Центр на абордаж, до этого дело не дошло, но письменные депеши о заселении-подселении читать приходилось.

Словом, поплыли. Что же в итоге получилось? Получилось непредсказуемое. Литературно-краеведческий центр, находящийся ныне по адресу: ул. Первомайская, 14, неожиданно, быть может, даже для его организаторов стал фактором культурной жизни. Без литавр и барабанов, без громких деклараций и демонстраций, тихо и естественно. Так в ваш дом входит совершенно незнакомая кошка, а потом вдруг оказывается, что без нее вы этого дома себе не представляете.

Возможно, причина в том, что одной из первых и до сих пор продолжающихся акций в Центре стала литературно-историческая выставка «Славка с улицы Герцена», составленная Владиславом Крапивиным. А может быть, дело в том, что хозяева в доме — люди самой толерантной профессии -библиотекари. Люди, которые по определению встречают посетителя не «чего надо?», а «входите, пожалуйста!»

Здесь на музейной выставке трогать экспонаты — разрешается. Посидеть за школьной партой образца сороковых годов прошлого века (мало кто знает, каких трудов стоило отыскать этот, возможно, единственный сохранившийся экспонат!) — можно. Примерить оцинкованное ведро с прорезанным окошечком и затейливо кривыми рогами сверху -реквизит из фильма «Бегство рогатых викингов» — можно. Заглянуть в «древние» школьные учебники или полистать книжку из «Золотой серии», которой зачитывались в детстве твои дедушки и бабушки — можно. Можно снять со стенки и крутить в руках настоящий корабельный штурвал, вообразив себя капитаном Бладом, капитаном Сэндом и даже капитаном Флинтом, пока в ушах не зазвенит: «Пиастры! Пиастры! Пиастры!» А если снять со стены длинную рапиру, то ты уже сам д’Артаньян…

Конон Лейкин

И, как утверждают служители этого Центра, в конце осмотра экспозиции обязательно полагается ударить в висящий тут же судовой колокол-рынду и загадать желание.

Конечно, сюда водят на экскурсию младшие классы, и тогда в здании стоит невообразимый гвалт. Правда, на галдящих здесь шикать тоже не принято.

А самое интересное я наблюдал в День города. Раз за разом в Центре открывается входная дверь и кто-нибудь обязательно спрашивает: «Можно выставку посмотреть?»

— Конечно, можно! — откликается дежурный сотрудник и предлагает спуститься по реконструированной удобной лестнице в цокольный этаж. Там были сразу две выставки — крапивинская и работы тюменских художниц Наталии Таберт и Алевтины Хлыстовой. Сдержанные по манере исполнения, пожалуй, неброские. Но они останавливают то неожиданными силуэтами прильнувших друг к другу мамы и дочки. То зыбкими, как сновидения, рисунками. А рисунки, вдобавок, сопровождаются внезапными, как откровения, афористичными строчками японских трехстиший-хокку. Например, текст японской поэтессы Фукуды Тиё (XVIII в.): «За ночь вьюнок обвился. Вкруг бадьи моего колодца. У соседа воды возьму». Что это должно означать и какой за этим стоит смысл? Вот и думай, посетитель, по пути к своему колодцу.

Вдруг забежали две молодые девушки. Изумленно огляделись в стилизованной под позапрошлый век обстановке и неожиданно спросили:

— А можно?.. Здесь?.. Свадьбу?..

— Сва-адьбу?

— Да вы не поняли — у нашей подруги свадьба, можно мы здесь сфотографируемся? Здесь так красиво.

— Можно, конечно, можно.

Совсем под вечер, когда сотрудники Центра уже отдыхали от праздника и пили чай, вошла пожилая пара. Двое спокойно присели за столик и так же спокойно попросили:

— Можно чашечку кофе и чашку чая?

Микроскопическая пауза и привычный ответ:

— Конечно, можно.

А потом между собой долго обсуждали: отчего бы в «обязательный минимум», кроме выставок, презентаций новых книг, литературных дискуссий не внести и ритуальную чашку чая в таком замечательном месте?

— Надо подумать, — сказала Светлана Молонок, директор Центральной библиотечной системы.

***
фото: Смешные были эти викинги, куда они очки девали;Художник Алевтина Хлыстова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта