X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Выборы—1950

Продолжение. Начало в N 44


По утвержденному сценарию

В октябре 1949 года территориальные органы МГБ провели «секретную перепись» населения. В Тюменской области, включая округа, проживало 892000 человек. В том числе 62497 ссыльных, лишенных избирательных прав: немцев, калмыков, литовцев, западных украинцев, бывших «кулаков», репатриантов, военнопленных Великой Отечественной войны, проживавших на оккупированной противником территории…

И хотя по положению о выборах полагалось избрание одного депутата в Верховный Совет СССР от 300 тысяч населения, а с вычетом ссыльных эта норма не соответствовала установленному стандарту, здесь, как на выборах 1946 года, были образованы три избирательных округа: Тюменский, Ишимский и Тобольский.

15 января 1950 года V пленум Тюменского обкома ВКП(б) рассмотрел вопрос: «Об организации и агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с выборами в Верховный Совет СССР». Из состава бюро обкома вывели бывшего председателя облисполкома и депутата Верховного Совета СССР Коше- лева. Секретаря обкома А.Т. Зенкова-Чучумаева направили на укрепление областного управления МВД. Потом он возглавит партком УМВД, а после образования в марте 1954 года КГБ станет начальником секретариата местного УКГБ, но не сработается с новым руководителем управления полковником А.Н. Северухиным и закончит службу в органах госбезопасности на малозначимой должности в учетно-архивном подразделении УКГБ.

Схема выдвижения кандидатов в высший орган государственной власти не претерпела изменений. 5 февраля «Тюменская правда» опубликовала передовицу: «Товарищ И.В. Сталин — всенародный депутат». Отмечалось, что «вместе с товарищем Сталиным трудящиеся нашей области выдвигают кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР его соратников: В.М. Молотова, Л.П. Берия, К.Е. Ворошилова, Г.М. Маленкова, Н.М. Шверника, Н.С. Хрущева, Л.М. Кагановича, А.А. Андреева».

А также: «первого секретаря Тюменского обкома ВКП(б) И.И. Афонова, председателя облисполкома Д.Н. Крюкова и старейшего агронома Тобольского района беспартийного большевика (так в тексте — А.П.) А.М. Глухих». В Совет Национальностей двухпалатного союзного парламента выдвинуты: от Омска, Тюмени, Томска и Кургана — председатель Совета Министров РСФСР Б.Н. Черноусов, сменивший на этом посту расстрелянного по «ленинградскому делу» Родионова; от Ханты-Мансийского округа — вновь, как в 1946 году, «дочь хантыйского народа» (так в тексте — А.П.) Х.П. Пухленкину: от Ямало-Ненецкого округа — председателя заполярного колхоза имени Ленина ненца А.М. Вэлло.

Кратко о новых лицах в руководстве Тюменской области 66- летней давности, которые не представлены в 4-томной «Большой энциклопедии» нашего края.

Иван Ильич Афонов родился в 1905 году в Таганроге Ростовской области в семье рабочего. С 1920 года был подручным слесаря в железнодорожных мастерских, слыл «боевым комсомольцем». При коллективизации сельского хозяйства направлен секретарем партячейки в село Большое Крепкое Таганрогского округа, затем возглавлял отделы народного образования и агитационно-пропагандистский этого окружкома ВКП(б). В 1931 году поступил в Новочеркасский геологоразведочный техникум, но скоро по постановлению ЦК ВКП(б) направлен в Дагестан. После работы на разных должностях в 1943 году отозван в оргинструкторский отдел ЦК. После войны утвержден вторым секретарем Астраханского обкома, а с сентября 1949 года возглавил Тюменскую областную партийную организацию (после Чубарова). Награжден орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».

Перевод Афонова в Тюмень объяснялся хозяйственной специализацией края (как в Астрахани) — рыболовством. В войну в реках и озерах Тюменской области было выловлено около пяти миллионов центнеров рыбы, за что 12 представителей партийных, советских и хозяйственных органов награждены в 1945 году боевым орденом Отечественной войны.

Рыбная специфика края стала причиной назначения председателем Тюменского облисполкома 50- летнего Дмитрия Николаевича Крюкова. До революции он работал фонарщиком в Ярославле. Участвовал в Гражданской войне, поднялся от рядового красноармейца до начальника связи стрелковой бригады. С 1922 года — на советской и хозяйственной работе в Ивановской области. С должности инспектора-контролера Главконоплевода Наркомзема СССР направлен на Дальний Восток директором Уссурийской и Сахалинской сельскохозяйственных опытных станций. Во время войны — председатель Сахалинского облисполкома. После разгрома в 1945 году Японии и присоединения южной части Сахалина и Курильских островов возглавлял гражданское управление этих территорий, специализировавшихся на добыче рыбы и морского зверя.

В январе 1950 года Крюкова направили в Тюмень.

Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Тобольского избирательного округа — Андриан Максимович Глухих — из местных. Родился в 1902 году в деревне Береговая Экстезерской волости Тобольского уезда в семье крестьянина-середняка. Окончил местную сельхозшколу и стал агрономом. Воевал на Карельском фронте в сформированной в сентябре 1941 года в Тюмени 368-й стрелковой дивизии, а после войны возвратился к крестьянскому труду.


«Было время и цены снижали…»

В эти слова из песни Владимира Высоцкого трудно поверить. Но так было: 1 марта 1950 года «Тюменская правда» опубликовала постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О снижении государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары». Хлеб — на 30, мясо — на 24, масло — на 30, яйца и сахар — на 15, водка — на 16,7, пиво — на 30, папиросы и махорка — на 20, черная икра — на 30 процентов. Предлагалось также «снизить соответствующие цены в ресторанах, столовых, чайных и других предприятиях общественного питания».

Только купить и по новым государственным ценам было не на что.

Нельзя было прожить не только на колхозные трудодни, «палочки», как тогда говорили, но и на невеликие послевоенные зарплаты рабочих и служащих. Война стала бедствием для деревни. Крестьяне-колхозники воевали, как правило, солдатами-пехотинцами. Наиболее многочисленными и наименее защищенными, теми, кого называли «пушечным мясом» войны. Тюменская область — не исключение: в родные места не возвратилось с войны более 103 тысяч тюменцев. В январе 1945 года в области насчитывалась 21000 инвалидов войны, из них — 287 инвалидов 1-й группы.

Сократились посевные площади, снизилась урожайность всех культур, отмечался массовый падеж общественного скота. Управление МГБ информировало обком ВКП(б), что «на 1 ноября минувшего 1949 года из 1307 колхозов больше половины не выполнили планы заготовки грубых кормов, в том числе 81 колхоз имел кормов менее 50% к потребностям.

… Только за октябрь-ноябрь в колхозах области пало свыше 30 тысяч голов скота. В скотном дворе колхоза имени Сталина Велижанского района навоз не убирался с 1941 года. Свободного места до потолка оставалось меньше одного метра. Содержать КРС (крупнорогатый скот — А.П.) стало там невозможно. Вместо очистки скотного двора от навоза правление колхоза решило перевести КРС в другое место, а в скотный двор поместили свиней… свинаркам приходится проникать туда ползком.»

Используя по существу бесплатный труд на полях, скотных дворах и лесозаготовках, государство выжимало налогами средства из личного подсобного хозяйства колхозников и горожан. При проведении коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств, превращенным в колхозников крестьянам разрешили иметь до 0,25 га земли. Приусадебные участки меньшей площади имели и жители городов, быт которых сохранял многие черты деревенской жизни. Не случайно Тюмень называли «столицей деревень».

Под картошку вскапывали мало-мальски подходящие участки земли на месте нынешних Комсомольского сквера и улицы Мельникайте.

И все-таки пять мирных лет, несмотря на послевоенную нужду и страх перед новыми политическими репрессиями, вселяли в людях надежду на лучшую жизнь.

На страницах «Тюменской правды» обсуждалась премьера в кинотеатрах «Темп» и «Победа» двухсерийного цветного художественного фильма «Падение Берлина», где Сталин в исполнении актера Геловани сходит в белом кителе генералиссимуса с небес. Хотя, по правде, вождь народов боялся летать на самолетах. В Тюмени открылась городская выставка, посвященная выборам в Верховный Совет СССР, — «около ста произведений — результат работы тюменских художников и скульпторов за послевоенные годы». «Всеобщее внимание, — отметил фронтовик, журналист и будущий писатель Евгений Шерман-Ананьев — привлекает большой портрет Сталина работы Е. Болотова.» Критик не обошел вниманием картины И. Котовщикова «На уроке», «Портрет школьницы», «Лесосплав на Туре». Переживший немецкий плен П. Суханов создал портреты «Мать-героиня», «Старый рабочий», «Комсомолец-оленевод Худо-Вальчей», а также большое батальное полотно «Советская армия в Бреслау». Были отмечены этюды Р. Бирской «Гилевская роща», «Осень» и работы молодого перспективного художника В. Хохрякова.

Перед днем голосования в «Тюменской правде» разместили пространное стихотворение местного поэта И. Фролова «У нас и у них», не потерявшее и через 66 лет своей актуальности: . Таков порядок двух систем, Мир на два лагеря расколот. У нас идет сниженье цен, Там — безработица и голод. У них — разбой, капитализм — Грозит земле войны пожаром. У нас — свобода, счастье, жизнь И изобилие товаров. 15 марта 1950 года стали известны результаты выборов: «приняли участие 110964172 избирателей или 99,96% от общего количества.» (попробовал бы тогда кто-нибудь уклониться от голосования).

Подавляющим большинством голосов все кандидаты в депутаты от Тюменской области были избраны в высший орган государственной власти. Этот результат Афонов и Крюков повторят на выборах в Верховный Совет СССР очередного четвертого созыва (1954). А еще через два года, будучи делегатами XX съезда КПСС (Афонов как 1-й секретарь Павлодарского обкома, а Крюков — от Тюменской областной парторганизации), услышат доклад Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева «О культе личности и его последствиях» и узнают правду о «ленинградском деле» и других преступлениях сталинизма.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта