X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Криминальный автобус

Алексей Слаповский. Роман «Пересуд», «Эксмо», 2008 год.

Пятеро сбежавших преступников оказываются в междугородном автобусе и решают устроить «пересуд» – такова завязка нового романа Алексея Слаповского.

Возможно, это одна из самых страшных книг последнего времени, но она написана не для того, чтобы напугать, а – оглядеться, всмотреться, вслушаться. В том числе в себя самого.

Народный роман Слаповского – как лоскутное одеяло: тут и боевик со стрельбой и драками, и мучительная достоевщина, и балаган. Больше двух десятков персонажей, каждый со своей историей, да не с одной. Так у Слаповского бывало всегда, но теперь не найти и тени насмешки – автор здесь не коллекционер и не наблюдатель. Ирония если и есть, то горькая, ведь автор не играть собрался своими героями – судить их. Однако все равно выходит игра. Выдержать должную строгость не удается, театральщина прорывается. Жестокий триллер кидает то в разговорную драму, то в сериальные нюни, то в «черную» комедию.

Красный автобус «мерседес» стоит на московской вокзальной площади и зазывает пассажиров до областного центра Сарайска – восемнадцать часов езды, билет дешевле, чем на поезд. Два водителя: старый и молодой – сначала мы знакомимся с ними, их глазами видим пассажиров, садящихся в автобус за десять минут до отбытия. Пассажиры подходят парами и поодиночке: старые, молодые, представляющие, как нетрудно догадаться, разные социальные и человеческие типы. Молодой водитель прочитывает их на раз. Даже компания из пяти мужчин не вызывает у него сомнений: «работяги, скорее всего, земляки-гастарбайтеры». Но мы-то знаем, что все не просто. Никакие это не работяги, а набор уголовных преступников, как нарочно для полной представительности укомплектованный. Разбойник-душегуб, маньяк-некрофил, дембель с психическими отклонениями, авантюрист-угонщик и (как без него в компании!) опальный олигарх. Сбежали они случайно, по дороге в суд, а разойтись им разбойник не дал. Велел вместе держаться, пока от Москвы не отъедут. Но искать их будут, и стоит появиться милиционеру, как автобус будет захвачен.

Это нормально, такое мы в кино видели. Только вот после захвата начнется совсем другое действо. И захватчики, и заложники станут вместе пить водку, рассказывать друг другу, как дошли до жизни такой, и выносить приговоры голосованием. С точки зрения здравого смысла все это абсурд, и, кажется, никак невозможно Слаповскому верить. Однако кто сказал, что здравый смысл должен присутствовать? Тем более что, кроме пары более или менее вменяемых шоферов, в автобусе нормального человека не отыщешь. Каждый со скрытым вывертом, с трещиной, и скоро уже трудно отличить жертву от преступника.

Слаповский – замечательный рассказчик, читать его всегда удовольствие, даже если чтение и болезненно. «Пересуд» написан очень просто, не фальшивит, не врет, и это самое главное.

Но на этот раз его персонажам отчего-то трудно сочувствовать, эмоциональная заинтересованность не наступает, есть только интерес к сюжету: как все повернется, какой ход автора и персонажей будет следующим? И ожидание: когда же начнутся обещанные страсти? В том, что они начнутся, сомнений нет, но автор все оттягивает. Может быть, некоторая читательская холодность – это защитная реакция, барьер перед возможным шоком.

Когда в автобусе звучит первый смертельный выстрел, перелома не наступает. Казалось бы, должны быть истерика, паника. Поведение у всех должно поменяться. Но нет, не меняется. Продолжаются прежние игры, прежние разговоры. И отстранение читателя только усугубляется. Просыпается недоверие.

Впрочем, может, с точки зрения автора все так и должно быть. Ведь русский мир, по Алексею Слаповскому болен, он живет с внешне малозаметным фатальным дефектом, из-за которого все происходит не так, как надо. Этот дефект у каждого в голове или в душе.

ОКСАНА ЧЕЧЕТА

Article 22: Untitled

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта