X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Время партизан

Окончание. Начало в NN 176, 178, 182, 183.

Кроме нашей страны, партизанское движение во Второй мировой войне получило развитие и на территории оккупированной нацистами Европы. В этом движении Сопротивления участвовали бежавшие из вражеского плена бойцы и командиры Красной армии. К примеру, в мае 1944 года во Франции участники «армянского национального легиона», сформированного немцами в 1941-1942 годах из военнопленных армян, отказались служить гитлеровскому режиму и создали 1-й советский партизанский полк.

Однако Сталин продолжал и после войны считать предателями всех военнопленных, независимо от обстоятельств пленения и заслуг перед антигитлеровской коалицией в партизанской борьбе против общего врага.

Поэтому после прохождения фильтрации в немецком городе Цербст 1-й советский партизанский полк переформировали в «рабочий батальон» и отправили в декабре 1945-го в Тюмень на завод N 639 (сейчас судостроительный завод). Их бараки стали называть Лагерной улицей, позднее переименовали в улицу Елизарова.

После XX съезда, по инициативе министра обороны СССР маршала Жукова, ЦК КПСС и Совет Министров СССР «осудили политику огульного политического недоверия к бывшим советским военнослужащим, находившимся в плену или окружении противника, как противоречащую интересам Советского государства…», обязали министерство обороны «представить к награждению бывших военнопленных… совершивших побег из плена…, а министерству культуры – … включить в тематические планы издательств, киностудий, театров и культурно-просветительных учреждений подготовку художественных произведений, посвященных героическому поведению советских воинов в фашистском плену, их смелым побегам из плена и борьбе с врагом в партизанских отрядах…»

Звание Героя Советского Союза было присвоено бежавшему в 1945 году из плена на захваченном фашистском самолете Михаилу Девятаеву (1957) и участнику движения Сопротивления в Италии Федору Полетаеву (1962). Полетаев воевал в пехоте и летом 1942 года, как и сотни тысяч других красноармейцев, из-за просчетов высшего советского командования попал в плен под Харьковом. Когда в Италии после падения режима диктатора Бенито Муссолини (25.07.1943) и оккупации страны немецко-фашистскими войсками началась национально-освободительная война против оккупантов и их пособников, Полетаев бежал из лагеря близ Генуи и присоединился к партизанам. Спасая жизнь своих боевых товарищей, погиб в бою. Удостоен высшей военной награды Италии – золотой медали «За военную доблесть» (посмертно).

Обо всем этом Хрущеву рассказал секретарь Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, входивший после 1944 года в состав итальянского правительства.

После публикации в «Правде» Указа о присвоении звания Героя Полетаеву, его именем назвали улицу в районе Гилевской рощи.

Политическая «оттепель» и терпимость к соотечественникам, не по своей воле попавшим в плен, продолжались недолго. Отставка Жукова, а затем Хрущева привела к возобладанию в партийном, советском и военном руководстве прежних оценок истории Великой Отечественной войны. Из военных энциклопедий и справочных изданий вымарали упоминания о Девятаеве, Полетаеве и других солдатах и офицерах, не сломленных во вражеском плену.

Возвращение партизан

На самом деле особенно эффективными были операции не многочисленных, но плохо обученных и оснащенных партизанских отрядов, а действия небольших, специально подготовленных и владевших самыми современными средствами борьбы диверсионно-террористических групп, которые подрывали важные военные объекты и уничтожали высокопоставленных чиновников оккупационной администрации.

Так, группа подрывников во главе со специалистом минного дела Ильей Стариновым осуществила в ноябре 1941-го в Харькове радиоуправляемый взрыв зданий, где разместились немецкие учреждения. Погибли начальник гарнизона генерал-лейтенант Георг фон Браун и десятки немецких офицеров.

В составе чекистской опергруппы «Победители» полковника госбезопасности Дмитрия Медведева действовал легендарный разведчик-боевик Николай Кузнецов, учившийся в 1926 году в Тюменском сельско-хозяйственном техникуме. В 19431944 годах он застрелил в оккупированных немцами Ровно и Львове рейхскомиссара Украины по судебным делам Альфреда Функа, вице-губернатора Галиции Отто Бауэра и похитил командующего особыми войсками на Украине генерала фон Ильгена.

Наиболее громкий теракт – убийство генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе 22 сентября 1943 года – было организовано группой, таившей суть своего задания и от минского подполья, и от руководства партизанских отрядов Белоруссии. Возглавлял группу капитан госбезопасности Сергей Казанцев. Завербованные им агенты сумели убедить горничную генерального комиссара Елену Мазаник подложить в кровать хозяина мину с часовым механизмом. Ранее пытались уничтожить Кубе с помощью взрывчатки, заложенной в Минском драмтеатре, где 22 июня 1943 года должно было состояться торжественное собрание в связи с годовщиной начала войны против СССР. Но Кубе покинул театр раньше, чем мина взорвалась. Погибли десятки мирных горожан, не имевших никакого отношения к оккупационной администрации. Казанцев считал, что взрыв все равно принес пользу – теперь жители Минска будут остерегаться ходить на мероприятия, организуемые германскими властями.

За убийство Кубе Мазаник и ее родственница Мария Осипова получили золотые геройские звезды, а Казанцева произвели в майоры госбезопасности (освобождение Минска 3 июля 1944-го он встретил командиром партизанского соединения из трех бригад).

Деятельность Кузнецова стала основой для фильма «Подвиг разведчика» (1947), а события в оккупированной столице Беларуси отражены в киноленте «Часы остановились в полночь» (1958).

Памятник Николаю Кузнецову был установлен в декабре 1967 года у входа в здание бывшего сельхозтехникума, здесь же на стене укреплена мемориальная доска в честь разведчика. (А вот улица на задах драмтеатра названа именем другого Кузнецова – тюменского рабочего-революционера, расстрелянного колчаковцами в 1919 году в ирбитской тюрьме).

Долгие годы игра в чапаевцев и партизан была любимой игрой детворы. Время изменилось: другие люди – новые увлечения. Но в стране, где растет пропасть между богатыми и бедными и число униженных и оскорбленных, не забылась партизанская терминология.

Кажется, современная российская молодежь очень хочет почувствовать себя наследницей славных партизанских времен. В декабрьском номере журнала «Октябрь» за прошлый год опубликован кинороман Дмитрия Иванова «Команда» как ремейк культовой «Молодой гвардии» Фадеева. Автор убеждает читателей, что вымышленные им подростки из захваченного чеченскими террористами Краснокумска ничем не отличаются от краснодонских ребят и девчат. И четверо сегодняшних парней из фильма «Мы из будущего» не оплошали, перенесясь в 1942-й год. Да и в «9-й роте» отчетливы обращения к советской военной киноклассике.

При отсутствии ярких и привлекательных идей и лозунгов, на которых можно было бы сплотить нашу молодежь, в катастрофическом неумении воспитывать их без заискивания, вновь понадобилась лобовая пропаганда, замешанная на привычном партизанском поиске внешних и внутренних врагов.

***
фото: удостоверение одного из бойцов 1-го Советского полка;бюст Николая Кузнецова у сельхоз академии

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта