X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Драповое мироздание

Вообще-то, настоящая дружба между преподавателем и студентами — большая редкость. Но она все же существует.
Убедиться в этом можно было 12 февраля в музее изобразительных искусств, где начала работать выставка художника, дизайнера и преподавателя Тюменского филиала Института дизайна Елены Улькиной.
Скептикам могло показаться, что студентов на выставку, что называется, «пригнали», то есть обязали изучить и проанализировать экспозицию. Однако обязать их улыбаться, говорить теплые слова, дарить Елене Николаевне цветы и транслировать в одном из залов фильм о работе художника, никто заставить не мог.
— Мы Елену Николаевну очень любим, — сказала одна из ее студенток Елена. — Во-первых, она — хороший педагог, а во-вторых, очень душевный человек.
Поздравить Елену Улькину пришел и известный тюменский художник Михаил Гардубей.
— Я знаю, как чувствует себя художник на открытии собственной экспозиции, — улыбаясь, сказал он. — Голым! Вот они — твои работы, над которыми ты так долго трудился, вкладывал душу.
Елена Улькина, которая по образованию — дизайнер, много лет работала именно в этом качестве. И только со временем нашла свой собственный, теперь уже узнаваемый стиль, обратившись к декоративному искусству и рисунку, хотя и в дизайнерской аранжировке. Она отталкивается от образной идеи, создает эскиз, который постепенно обрастает деталями искусства древности, архитектуры. Ее знаменитые куклы-цилиндры и декоративные панно из драпов стали настоящей квинтэссенцией творчества. Их хорошо подолгу рассматривать, выискивая образные подробности.
Правда (и автор признает это), из-за технологической громоздкости таких работ они статичны, в них нет стремительности, которую так ценит Елена Николаевна. А то, что процесс создания таких панно действительно долог и труден, мы смогли убедиться, посмотрев приготовленный студентами фильм. Для одного панно готовится множество рисунков и чертежей, а работа с таким грубым материалом, как драп, требует еще и серьезных физических усилий.
В связи с этим, наполнение музейных залов получилось неожиданно разным, интересным: графика и карандашный рисунок, расположившиеся отдельно от панно, не требуют сложного производственного процесса. И восхищают феерическим потоком образов: природных, архитектурных, человеческих. Композиции рисунков на первый взгляд несколько хаотичны, но при ближайшем рассмотрении появляются уникальные фрагменты, каждый из которых остается незаконченным, нуждаясь в поддержке других. Целое и детали отзываются друг в друге, друг без друга не существуют. Подвижное взаимодействие частей, своего рода «игра взаимодействий», превращается в творческий принцип, философию целого и части. Кстати, в том, что экспозиция Елены Улькиной заняла три зала, прежде отданных под ювелирное волшебство Фаберже, есть некая закономерность. Дело в том, что дизайнеры, оформлявшие эти залы, — студенты и выпускники Елены Николаевны. Так что для виновницы торжества открытие выставки получилось волнительным вдвойне: ее оценивали и как художника, и как педагога.
А поклонники творчества быстро разбирали наборы открыток с самыми знаменитыми сериями инкрустаций по драпу — «Конек-Горбунок» и «Сказка о царе Салтане». Всем хотелось унести домой кусочек уютного лоскутно-драпового волшебства.
***
фото: Елена Улькина; студенты смотрят; знаменитые панно Мастера.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта