X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Ссылка Карла Абеля

Окончание. Нач. в NN 14-16
Вспомним: что было написано в решении о взятии Карла Абеля и его семьи на спецпоселение? Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года он был «выселен на спецпоселение навечно без права возврата к месту прежнего жительства». А эти наивные «выселенцы» упрямо пишут и пишут, надеясь на какие-то перемены. Забегая вперед, напомним, что в конце концов правы оказались вовсе не творцы законов, рассчитывающие на вечное существование построенного ими каторжного режима.
А пока вернемся к хронике безуспешных, в течение долгих лет, поисков свободы и справедливости.
Лист дела 29. В заявлении от 25 июля 1951 года Татьяна Алексеевна просит «разобрать мое заявление о нижеследующем… В марте 1948 года взяли меня на учет поселенца как жену немца. Муж мой, Абель К.К., уроженец Омской области, в 1940 году был командирован Омским облоно на работу в Микояновский район в качестве учителя. Я, Бобова Татьяна Алексеевна, рождения 1918 года, Ярковского района с Агалья, в 1937 году окончила фельдшерско-акушерскую школу г. Тюмени, была командирована на север в качестве акушерки, где и работаю по настоящее время… В сентябре 1950 года мои документы были посланы в областной отдел МТБ о снятии меня с учета. До сих пор не могу получить никакого ответа…»
13 августа того же года в Микояновский РО МГБ поступает ответ капитана Борисова, зам. начальника 3-го отдела УМГБ, на просьбу Татьяны Бобовой. Отрицательный, естественно.
Из райотдела, где бумага зачем-то маринуется целых два месяца, ответ спускают ниже быстринскому коменданту Кирпичеву: «Объявите выселенке-немке (так в тексте! — Авт.) Бобовой Татьяне Алексеевне, что заявление по вопросу освобождения из спецпоселения находится в стадии рассмотрения. Зам. начальника Микояновского РО МГБ Лутошкин» (л.д. 25 — от 17 октября 1951г.). Два месяца — куда спешить, Карл Абель и его семья обречены навечно находиться Перегребном! И еще месяц проходит.
Лист дела 26 от 11 ноября 1951 г. «Расписка. Мне, Бобовой Т.А., объявлено, что мое заявление о снятии со спецучета находится в стадии рассмотрения».
Улита едет, когда-то будет. А тем временем жизнь ссыльной семьи протекает как бы в двух раздельных потоках. Один, о котором мы только что рассказали, сокрыт от нас. В другом — Карл Абель, как все обычные граждане, «учится заочно… к работе относится хорошо… повышает идейно-политический уровень, изучая Краткий курс истории ВКП(б) с привлечением первоисточников…» (из характеристики, подписанной директором школы Брызгаловым 5 февраля 1952 года — л.д. 32). Весь поселок знал, что раз в месяц учитель Абель и акушерка Бобова являются в местную комендатуру и отмечаются: мол, никуда без разрешения властей и отлучились, в побег не ушли. Сохранилась в деле Абеля справка о ежемесячной регистрации за 1952 год (лист дела 37): 1 января, 2 февраля, 14 марта, 30 апреля, 3 мая, 27 июня, 11 июля, 28 августа, 30 сентября, 9 октября, 19 ноября и 26 декабря — пришел, расписался и продолжай изучать Краткий курс ВКП(б), повышая свой идейно-политический уровень под строгим надзором МГБ.
В 1953 году умер гениальный изобретатель ссыльно-каторжной системы, но ничего не изменилось в жизни Карла Карловича, Александра Карловича, шести лет, и Татьяны Алексеевны.
У Абеля отбирают очередную расписку, в которой ему «разъяснено правовое (точнее, бесправное. — Авт.) положение». Упрямый поселенец не унимается. Неужели чувствует приближение перемен лучше, чем те, с голубыми околышами?
Лист дела 39 от 4 августа 1954 года: «… Убедительно прошу освободить меня со спецссылки и восстановить в прежних гражданских правах…»
А ему отвечают: «Просим объявить под расписку спецпереселенцу, что его заявление рассмотрено и в просьбе отказано… 18 августа 1954 года».
Какая ирония судьбы — именно Восемнадцатого Августа 1954 года подписано постановление Совета министров СССР N 1738/789, а двумя днями позднее и соответствующий приказ МВД СССР N 00713 об отмене спецпоселения для граждан немецкой национальности. Правда, сам Карл Абель и его родные получат «вольную» только в октябре. А 7 января 1955 года его дело, где хранятся жуткие документы жуткой эпохи, будет сдано в архив.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта