X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

О ВИЧ-инфекции и будущем

В конце июля на должность главного врача центра профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями был назначен Владимир Романов. Он сменил Александра Попкова, проработавшего на этом посту около тридцати лет.

«Тюменский курьер» побеседовал с Владимиром Романовым, чтобы понять, как он оценивает текущую ситуацию с ВИЧ-инфекцией в Тюменской области.

— После окончания нашего медицинского вуза вы профилировались как травматолог-ортопед. И даже оформили патент на методику эндопротезирования культей пальцев. Вы планировали и дальше работать в этом направлении?

— Мне нравилась травматология. Я с третьего курса занимался в профильном кружке. Но хотелось разнообразной медицинской практики. Я получил вторую специальность по хирургии. И еще одно мое дополнительное образование связано с организацией здравоохранения. Когда мне предложили перейти в систему исполнения наказаний, я не стал отказываться от представившейся возможности.

— В рамках пенитенциарной системы медицинские работники нередко сталкиваются с ВИЧ-положительными пациентами. Более чем за семь лет вы, наверняка, тоже получили такой опыт. Как считаете, он будет полезен вам сейчас, на новой должности?

— Врачи в системе исполнения наказаний несут гуманитарную миссию: заключенные, зачастую, люди с трудной судьбой. И нуждающиеся в помощи. Разумеется, с ВИЧ-инфицированными мне работать приходилось. И не только назначать терапию, но объяснять, что лечение необходимо, если пациент отказывался от таблеток. Недостаток информации о проблеме характерен и для людей, находящихся в заключении, и не только. Даже среди своих знакомых или коллег мы можем встретить тех, кто, например, не верит в ВИЧ. Или тех, кто, напротив, считает, что им можно заразиться при рукопожатии. Вопрос просвещения актуален в любом случае.

— В прошлом году федеральный Роспотребнадзор обнародовал данные, из которых следовало, что Тюменская область — в лидерах по заболеваемости ВИЧ. Как это объяснить?

— В нашем регионе высокий уровень жизни. И люди из ближнего зарубежья, да и из соседних регионов едут к нам, рассчитывая найти работу. Эти люди не всегда социально благополучны. Некоторые оказываются больными. Причем, они могут не знать об этом, пока не пройдут обследование. Но раз выявили их здесь, в Тюменской области, то и в статистику они попадают в нашу. Хотя не являются местными жителями. В цифрах получается, что в нашем регионе ВИЧ-инфицированных больше, чем есть на самом деле.

— А если не считать приезжих, то как выглядит ситуация с ВИЧ-инфекцией в области?

— Эпидемиологическая ситуация стабильная. Более того, заболеваемость постепенно снижается. В Тюменской области широкий охват жителей бесплатным тестированием на ВИЧ. Долгие годы центр по борьбе со СПИД проверяет так много людей, как может, бросая на это значительные ресурсы. Eстественно, что такая стратегия, отраженная в статистике, давала подъем заболеваемости. Чем больше людей протестировали, тем больше выявили. Но мы подошли к моменту, когда эта стратегия начинает работать на нас. В прошлом году количество обследованных было не меньше, чем всегда. А вот выявленных ВИЧ-инфицированных оказалось меньше. Значит, значительное количество зараженных мы нашли и лечим. Теперь цифры заболеваемости начнут падать. Собственно, они и так падают.

— Вы говорили о недостаточной информированности тюменцев. Но ведь о путях передачи ВИЧ-инфекции, о том, как защититься от нее, говорят последние лет тридцать. Не могут же люди просто не слышать?

— Нет, эффект от просветительской работы ощутимый. Конечно, можно еще встретить тех, кто верит, что ВИЧ-инфекция передается едва ли не по воздуху. Но таких все меньше. Например, работая целенаправленно со студентами, сотрудники центра добились больших успехов. Мы видим, что заболеваемость в возрастной группе, скажем, от 18 до 25 лет, снизилась. Делаем вывод: общая профилактика, нацеленная на всех сразу и ни на кого конкретно, дает меньший эффект. Лучше выработать специальные методики для разных категорий граждан: детей, молодежи, взрослых работающих людей, пожилых и т.д. И мы этим занимаемся.

— Можете рассказать о какой-нибудь из новых методик?

— Например, среди работающих граждан 35-45 лет сейчас оказались, так сказать, дети 90-х. Когда они были юными, им настойчиво повторяли с экранов телевизоров, что, во-первых, ВИЧ-инфекция — болезнь маргиналов. А во-вторых, что эта зараза ничем не лечится. И сейчас они, словно за щитом, спрятались за мыслью: я не наркоман, я социализированный, значит, мне ничего не грозит. Ведь в их понимании ВИЧ — это приговор. А значит, перспектива пойти и сдать анализ пугает даже сильней, чем гипотетическая смерть от болезни. Они просто не желают воспринимать информацию о способах профилактики ВИЧ, применительно к самим себе. Зато, как мы выяснили, если в рабочем коллективе начать лекцию с того, что они как родители должны знать, как обезопасить от ВИЧ своих детей, эти люди начинают слушать! Это можно считать небольшой победой.

— А что насчет молодежи? Какой подход сработал со студентами?

— Они знают о проблеме ВИЧ-инфекции. Но не всегда понимают, насколько легко бывает заразиться половым путем. Например, в последние два года больше половины инфицированных именно так, а вовсе не через кровь, получили ВИЧ. Об этом надо говорить. О безопасности в близких отношениях, причем не только своей, но и партнера. А еще молодежь лучше воспринимает идею интеграции ВИЧ-инфицированных в социум. Современные препараты позволяют настолько снизить вирусную нагрузку на организм, что ВИЧ-инфицированные проживают долгую жизнь. Они могут любить и вступать в брак, рожать детей и не бояться при этом заразить родных. Не предпринимая для этого никаких специальных действий по обеспечению безопасности. Им достаточно просто принимать лекарства. Молодые сегодня лучше это понимают, среди них меньше тех, кто боится ВИЧ-инфицированных. Я свою задачу вижу в частности и в том, чтобы стигматизация людей, больных ВИЧ, прекратилась.

— Наверное, это одна из самых сложных тем для обсуждения.

— Здесь, конечно, очень тонкая грань. С одной стороны, ВИЧ-инфекции нельзя бояться. Надо регулярно делать тесты. Спокойно реагировать, если случайно узнаешь о чужом ВИЧ-статусе. А если заражаешься сам, не стоит падать духом: современные препараты действительно настолько хороши, что жизнь с ВИЧ не слишком сильно отличается от жизни без вируса. Но в то же время о ВИЧ-инфекции нельзя забывать. Eсть люди, не знающие о своем статусе, от которых можно заразиться, если не соблюдать мер профилактики. И есть люди, знающие о своем статусе, но по разным причинам терапию не принимающие. Некоторые из них могут скрывать свою болезнь и при этом не делать ничего, чтобы обезопасить окружающих.

— Кстати, о безопасности окружающих. Особенно детей. Что вы скажете о ВИЧ-диссидентах?

— Я считаю, их поведение следует из недостаточного знания и страха. Это магическое мышление: если я не верю в ВИЧ, значит, его не существует. Когда я работал в системе исполнения наказаний, то сталкивался с ВИЧ-диссидентами. Некоторые из них поверили, что болезнь реальна, только тогда, когда их состояние здоровья сильно ухудшилось. И только тогда согласились лечиться. Но именно они потом легче всего переубеждали других ВИЧ-диссидентов. Это важная деталь. Я считаю, мы должны обратить на нее внимание и, по возможности, использовать.

— Можете вы представить сейчас некий итог своей работы в центре профилактики и борьбы со СПИД? К чему вы намерены стремиться на посту главного врача?

— Исследования, поиск новых способов лечения — все это приносит результаты. В обозримом будущем люди найдут средство достаточно действенное, чтобы если не излечить болезнь полностью, то хотя бы загнать ее так глубоко, чтобы она вообще никак себя не проявляла. Eсть немало неизлечимых болезней, с которыми люди прекрасно живут, не забывая только принимать раз в день таблетку. Взять хотя бы инсулинзависимых диабетиков. Никто же не считает, что заболевание делает их другими, неправильными. Нет, они занимаются спортом, работают, заводят семьи и живут полной жизнью. Не скрывая свой недуг. Надеюсь, с ВИЧ-инфекцией однажды будет так же. Но мы сами должны обеспечить себе такое будущее.

***
фото: Владимир Романов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта