X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Бригада

К истории железнодорожных войск Тюмень имеет самое непосредственное отношение.

Передислокация

В соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 8 декабря 1965 года «О строительстве железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — район Сургута» в наш город одновременно с управлением «Абаканстройпуть» была передислоцирована из Хакасии 19-я отдельная железнодорожная ордена Кутузова II степени бригада.

Боевого ордена это соединение удостоено осенью 1943 года за наведение за 13 суток (!) — под огнем противника — железнодорожного моста через Днепр. Войскам США в 1944 году для сооружения подобного моста через Рейн потребовалось около месяца.

Строителями «Абаканстройпути», переименованного в «Тюменьстройпуть», руководил опытный организатор железнодорожного строительства Герой Социалистического Труда Дмитрий Коротчаев. Золотую Звезду он получил за досрочное завершение строительства железной дороги Абакан — Тайшет.

Воинами-железнодорожниками 19-й ОЖДБр командовал полковник Иван Матвейков. Участник обороны Сталинграда, командир плотнично-мостового взвода 111-го восстановительного железнодорожного батальона, награжден медалью «За боевые заслуги» «.за организацию и личное участие в установке при бомбежке металлической опоры на мосту 1024 км Северо-Донецкой железной дороги».

Войну капитан Матвейков закончил в техразведке железнодорожных войск 4-го Украинского фронта. Уже в мирное время отличился при обнаружении и разминировании фугасов, закладываемых в полотно железных дорог украинскими националистами-бандеровцами.

Во время Великой Отечественной войны железнодорожные войска занимались восстановлением разрушенных немецко-фашистскими захватчиками транспортных коммуникаций на фронте и в прифронтовой полосе. Это железные дороги, морские и речные порты, аэродромы.

Не случайно на эмблеме желдорвойск — скрещенные путевой молоток, разводной ключ, крылья и якорь. Отсюда солдатская поговорка: «Стучу, верчу, взлететь хочу, да якорь не пускает».

При Сталине все железные дороги в Советском Союзе строили заключенные Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР.

После смерти Сталина в 1953 году упразднили ГУЛЖДС МВД СССР. Одни строительства прекратили (501-ю и 503-ю стройки на Крайнем Севере Тюменской области). Другие законсервировали (западный и восточный участки БАМа). А третьи перевели в новый экономический формат. Заключенные лагерей на трассе Абакан — Тайшет продолжили работу уже расконвоированными строителями, а лагерную молодежь, осужденную за уголовные, хозяйственные и бытовые преступления, направили через местные военкоматы на пополнение путевых и мостовых батальонов 19-й ОЖДБр. Так содружество «Абаканстройпути» и 19-й железнодорожной бригады стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей.

При этом Министерство обороны СССР тратилось лишь на стрелковое вооружение железнодорожных частей и соединений и на подготовку командного состава в Ленинградском высшем командном училище железнодорожных войск и военных сообщений. Материально техническое обеспечение и все виды довольствия (денежное, вещевое, продовольственное) проводились через Минтрансстрой СССР. Офицеры и солдаты ЖДВ обеспечивались деньгами по нормам, установленным для строевых частей Советской армии (для рядового в 70-е годы — 3 руб. 80 коп.).

По справедливости

В истории нашего края принято считать, что железнодорожную магистраль Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой построило управление «Тюменьстройпуть». В Тюмени на здании, где оно размещалось (ул. Герцена, 72), есть соответствующая мемориальная доска. А как же 19-я ОЖДБр, средняя численность которой составляла от трех до пяти тысяч человек? Ведь путевые, мостовые, механизированные батальоны бригады с марша вступили в рубку просек, отсыпку и балластировку пути, возведение мостовых переходов через ручьи и протоки. 29 марта 1967 года на левый берег Иртыша по трассе, проложенной совместным трудом строителей и воинов-железнодорожников, прибыл первый рабочий поезд. В постоянную эксплуатацию этот участок железнодорожной линии протяженностью 222 км, почему-то названный недавно «императорским маршрутом», был введен в 1972 году. Eще через три года железнодорожный состав проследовал по двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут.

Общий результат труда получил тогда справедливую оценку. Указом президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1975 года «за успехи. по строительству железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — Сургут, Тобольского и Сургутского речных портов.» управление «Тюменьстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР и 19-я ОЖДБр Министерства обороны СССР награждены одинаковыми орденами — Трудового Красного Знамени.

В ответ строители начали сооружение новой железнодорожной магистрали: от Сургута к открытым в 1971-1974 годах нефтяным месторождениям среднего Приобья и к газовым промыслам Ямала.

Первыми по тропе инженера-изыскателя Eвгения Алексеева к реперу с дощечкой на сосне «91й км ст. Коголымская» (по названию озера Коголымлор — А.П.) промяли зимник воины-железнодорожники. За рычагами ГТТ — заместитель командира 74-го отдельного механизированного батальона 19-й ОЖДБр майор Александр Морозов. По его следу — 11 машин со стройматериалами. На место дислокации прибыли ночью. Заглушив мотор, майор вышел из кабины, осмотрелся и сказал: «Добрались!» Солдаты развели костры, натянули палатку. Надо бы поесть, но хлеб мерзлый, пришлось рубить топором. Уже в апреле 1976 года уложили первый километр рельсов от станции примыкания Ульт-Ягун в сторону газового Уренгоя. Об этом бы рассказать пассажирам скоростного «императорского» поезда.

В те времена я проходил военную службу по призыву в 81-м отдельном путевом железнодорожном ордена Красной Звезды батальоне 19-й ОЖДБр. Eдинственном орденоносном подразделении батальонного звена в желдорвойсках, да, пожалуй, и во всей Советской армии (воинские части награждались, как правило, с полкового уровня и выше). Моим желдорбатом командовал капитан Николай Кошман. Будущий генерал-полковник, заместитель командующего ЖДВ, премьер-министр Чеченской республики в 2000-2001 годах.

В мостовом батальоне 19-й бригады служил, также по призыву, ефрейтор Степан Киричук, будущий мэр Тюмени, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Тогда об участии железнодорожных войск в транспортном строительстве крайне скупо сообщалось в средствах массовой информации — больше о комсомольско-молодежных коллективах. Хотя железную дорогу Ивдель — Обь к лесным ресурсам нашего региона протянули в начале 60-х годов ХХ века воины-железнодорожники 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады.

В железнодорожных войсках на разных участках Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в Монголии и в Сибири служили многие известные в Тюмени люди. Такие, как Фуат Сайфитдинов, Геннадий Корепанов, Александр Черепанов, Александр Перов, Сергей Лелеко, Юрий Гагарин (полный тезка первого космонавта). Как и я, они надеются, что когда-нибудь дом по адресу: улица Рижская, 74, где до расформирования в 80-е годы размещался штаб 19-й отдельной железнодорожной дважды орденоносной бригады, отметят памятным знаком.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта