X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

О пользе сортировки мусора

С 1 июля тюменский мусоросортировочный завод начнет работу в тестовом режиме.

Мало кто осознает, как быстро мы превращаем землю, на которой живем, в большую помойку. Нам кажется, что если из окна дома она еще не видна, то дела обстоят не так уж и плохо. Но стоит только побывать на мусорном полигоне, как понимаешь, насколько заблуждаешься. И как легко можно оказаться на грани экологической катастрофы, если ничего не делать.

Разгрести непросто

По данным министерства природных ресурсов и экологии, в стране ежегодно производится 5 млрд тонн мусора — бытового и промышленного. При этом утилизация его не успевает за уровнем накопления. В хозяйственный оборот вовлекается не более 10 процентов коммунальных отходов, остальное отправляется на захоронение. Не удивительно, что полигоны во многих городах переполнены. А ведь в СССР перерабатывалось 50-60 процентов бумаги и текстиля, свыше 30 процентов шин. Сейчас эти показатели составляют, соответственно, 36 процентов и 10 процентов. Хотя автомобилей и упаковочных материалов стало в разы больше. Государства, меньшие по площади, давно пришли к необходимости строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов. Мы только начинаем идти по этому пути.

Первые проекты строительства мусорных заводов в Тюмени начали обсуждать почти 10 лет назад. В 2009 году компания «Диамант групп-Тюмень» выиграла инвестиционный конкурс, получила шесть гектаров земли в районе Велижанского тракта и начала строиться. Мусороперерабатывающий завод должны были ввести в строй через два года, но что-то не заладилось. Эстафету подхватила компания «НОВ-Экология», пообещав, что пустит объект в 2012 году. Завод был рассчитан на переработку 300 тыс. тонн отходов в год. На заключительной стадии переработки предполагалось производить брикеты с готовым вторичным сырьем. Но опять не вышло. Запустили только комплекс термического обезвреживания медицинских и биологических отходов и небольшой цех по утилизации ртутных ламп.

А город рос и производил все больше мусора. В правительстве области пересчитали потребности региона в подобных предприятиях. Согласно расчетам, региону их требовалось уже как минимум четыре. Рассмотрели 20 разных проектов по утилизации ТБО. Отмели все варианты, связанные с мусоросжиганием. И остановились на мусоросортировке.

Галя Безбородова

Место старое, но все — новое

И вот долгожданный мусоросортировочный завод построен. Он располагается там же, где планировалось возвести первое предприятие — на девятом километре Велижанского тракта. Площадь земельного участка составляет 4,6 гектара, площадь производственных зданий — 1,3 гектара. Всего таких заводов в регионе планируется построить три. Тюменский обеспечит сортировку 350 тысяч тонн в год. Для возведения комплекса потребовалось вложить 1,7 млрд рублей инвестиций.

Экскурсию по новеньким, еще не запущенным цехам, для журналистов провел Виктор Загидулин, начальник цеха сортировки твердых отходов. — Театр начинается с вешалки, а наш завод — с контрольно-пропускного пункта, на который будет приходить транспорт, — рассказал Виктор Владимирович. — Здесь установлены шлагбаумы и датчики радиационного контроля. «Грязные» коммунальные отходы на территорию не допускаются.

На КПП каждую машину взвесят, сверят по документам номера, так что «зайцы» сюда не проскочат. Ну, а что привез «камаз» — кирпич или пластиковые бутылки, взвешивающему комплексу все равно.

Недалеко от КПП находится производственный цех с зоной выгрузки твердых коммунальных отходов. Из общей массы отходов здесь отберут крупногабаритные стройматериалы, мебель, бытовую технику. Все это на общий конвейер попасть не должно, чтобы не повредить оборудование. Интересно, что в этом цехе нет внешней стены, вместо нее на всю высоту смонтирована металлическая 3Д-сетка, потому что для пожарной безопасности необходима вентиляция.

В цехе выгрузки установлены пакеторазрыватели — бункеры, в которых вскрываются полиэтиленовые пакеты, в которых горожане обычно выбрасывают мусор. После вскрытия пакетов их содержимое направляется в кабину для ручной сортировки.

— На конвейере будут стоять около трех десятков сортировщиков, — рассказывал Виктор Загидуллин. — Для этой работы будем набирать в основном женщин. У них нервная система устойчивей.

Галя Безбородова

Каждая пара сортировщиц получит от технологов свою дорожную карту, на которой будет обозначено, что они должны выбирать из общего потока мусора и сбрасывать в расположенные рядом с каждым рабочим местом баки без дна — люки шахты, ведущие на нулевой этаж. У конвейера предусмотрены три скорости. На самой медленной можно обрабатывать до 30 тонн в час, на максимальной — до 90. На первых этапах, чтобы персонал привык, скорость конвейерной линии будет минимальной.

Для сортировщиц предусмотрена спецодежда — респираторы, очки, перчатки — хлопчатобумажные для тех, кто будет работать со стеклом. После смены вся амуниция пройдет в дезобработку. Периодически сотрудники будут проходить и необходимую вакцинацию.

Рядом с производственным корпусом расположен административно-бытовой — с раздевалками, душевыми, комнатами отдыха и приема пищи. Предприятие заключит договор по организации горячего питания.

— Персонал завода будем набирать из местных кадров, — говорит Виталий Исаков, главный технолог Тюменского экологического объединения. — Хотя у нас есть своя специфика, и готовых специалистов найти трудно. Для инженеров-ремонтников, энергетиков, специалистов КИПиА будем отталкиваться от базовых характеристик — стажа, качества работы. Привлекать кадры будем хорошей зарплатой, социальными льготами и медицинским обслуживанием. Десять человек уже трудоустроены.

Галя Безбородова

И станем лучшими

Планируется, что на проектную мощность завод выйдет до начала года. Возможно, это произойдет уже 1 сентября. Оборудование установлено, идут пуско-наладочные работы. Для этого пригласили специалистов завода-изготовителя.

— Таких заводов, как тюменский, в России пока нет, — говорит Александр Кичигин, шеф-инженер липецкого «Гидромаша». — Eсть предприятия с годовым объемом производства не более 100-200 тысяч тонн, здесь же — 350 тысяч тонн в год. Сейчас задача обеспечить качество монтажа. Конструкторы нашего завода рассчитали нагрузки, учли эти величины при проектировании конструкций тюменского предприятия. Мы предложили, например, установить конвейер большей мощности с более высокой скоростью подачи. Объемы загрузки оборудования здесь обеспечат. Думаю, что этот завод станет одним из лучших в стране.

Галя Безбородова

***
фото: Конвейерная лента ;Виталий Исаков ;Виктор Загидулин ;Транспортировочные ленты ;Мусор ждет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта