X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Казахстан: преодолевая границы

— Ты только не шути с пограничниками, — предупредил меня на подъезде к казахстанскому погранпункту Дима, который сам-то пошутить очень даже любит.

— Совсем? — не поверила я. — Совсем. Ну, что я могу сказать по этому поводу теперь, исходя уже из личного опыта? Не шутите с казахскими пограничниками! Совсем. Хотя вам наверняка захочется, потому что вопросы, которые станут задавать работники таможенного контроля, к этому располагают.

Это вам не шутки

…- Вы впервые пересекаете нашу границу? — Да. — С какой целью? — Eду к родственникам. — До этого вы их здесь не навещали? — Нет. — Значит, в Казахстане никогда не были? — Так ведь нет же, — отвечаю, несмело и безответно улыбаясь. — Куда следуете сейчас? — В Костанай. — И в Костанае никогда не были? К слову, у дяденьки, который сидит по ту сторону стеклянной перегородки и теребит в руках мой паспорт, в компьютере есть сведения про то, что в Казахстане я никогда не была. А может, даже чего и побольше про меня есть. Но, видимо, главная цель сотрудников погранслужбы — выбить собеседника из колеи, дабы вскрылись все его потаенные намерения и посягательства на безопасность Республики Казахстан.

У меня никаких таких намерений с посягательствами не было, поэтому границу я миновала вполне благополучно. Правда, слегка дезориентировать меня пограничникам все же удалось.

Голубая мечта

— Как съезжу в очередной раз в Тюмень, так все больше убеждаюсь, что пора уже наконец-то туда насовсем перебираться, — говорит с заднего сиденья наш пассажир Женя. Русский по происхождению, гражданин Казахстана — по паспорту. По голубому паспорту.

Этот документ Женя получил, чтобы иметь возможность уехать в Россию и претендовать здесь на РВП, а впоследствии и на гражданство РФ. Насколько я поняла, такой паспорт — мечта многих русских жителей севера казахской республики, которые хотят вернуться на историческую родину.

Одна из причин — работа. В России — в Челябинске, Тюмени, да в том же Кургане — найти ее легче, чем в Костанае, не говоря о его пригороде. Кто-то приноровился ездить в Россию вахтами: привозят потом с собой рубли, меняют на тенге (русские называют эту валюту теньга) и какое-то время кормят семью. Eще возят из Костаная в ближайшие российские города местные конфеты, сгущенку, муку… Впрочем, этот вариант заработка — посложнее. Можно себе представить, сколько и каких вопросов задают коммивояжерам, если с таким пристрастием расспрашивают обычных граждан.

Граница — дело тонкое

А вообще, пограничников понять можно, и казахских, и наших. Казахстанское направление — очень популярное. Машины через КПП проходят, полные разных людей: многие водители, чтобы окупить затраты на бензин и местную автомобильную страховку (не забудьте оформить ее в киоске прямо после КПП — штрафы за ее отсутствие огромные!), находят попутчиков в Интернете, на сайте «Бла-бла-кар». Или соглашаются перевезти какие-нибудь вещи: отсюда туда или наоборот. Были случаи, когда в вещах находили запрещенные к ввозу предметы и вещества. Так что бывалые путешественники советуют быть аккуратнее с этим делом. Отзываться на просьбы только проверенных людей — на том же «Бла-бла-каре» у пользователей есть рейтинг.

Да, вот еще один пограничный совет: если едете к Казахстан через Курган, постарайтесь — уж извините — сходить в туалет на российском КПП (кабинка за синим ангаром, лишних маневров по территории пункта не совершать!).

На нейтральной полосе доступа к клозету уже не будет. Раньше, говорят, дожидаясь, когда запустят в казахстанскую зону таможенного контроля, можно было спуститься с дороги к местному уличному туалету. Теперь его огородили забором. Жаль. Некомфортно и лишний повод для всяких досужих домыслов на тему отношения к людям.

Синяя будка

После пограничной зоны я, понятное дело, стала ждать Костаная: там и мост через Тобол, возведенный нашим «Мостостроем-11», и построенная в прошлом году набережная 25-летия Независимости на улице Гашека, и огромный парк Победы со множеством мемориалов, стадион «Тобол» и прочие обещанные мне Интернетом достопримечательности.

…- Ничего себе! Синюю будку наконец-то разобрали! — Дима резко притормозил на Т-образном перекрестке (здесь костанайская трасса поворачивает на поселок Боровской) возле груды ободранных бетонных плит, которые, видимо, когда-то были синими.

— И правда! А несколько дней назад, когда ехал в Тюмень, она еще стояла, — удивляется Женя.

Оказывается, будка — бывший КПП — тоже была своего рода местной достопримечательностью. Трагической. В нее врезались водители. Какие-то — не справившись с управлением, какие-то — специально. Eсть, например, история про парня, который приехал к своей девушке в соседнее село и застал ее с другим. Развернулся, выехал на трассу, разогнал машину и… А последняя авария произошла совсем недавно, в апреле — о ней сообщали костанайские новостные порталы: в будку врезался 33-летний мужчина на «дэу нексии». Машина сгорела, водитель погиб. Селяне и костанайцы стали требовать, чтобы заброшенное здание снесли. И вот свершилось.

Хотя люди, которые часто ездили и ездят по этому маршруту, еще долго по привычке будут отмерять расстояние от границы до Костаная и обратно синей будкой.

Запаситесь терпением и бензином

Eще одна «достопримечательность» по пути в Костанай — собственно, сама дорога, которой местами… вообще нет. Даже местные, владеющие ситуацией, в темное время суток рискуют поймать здесь пару ям и порвать резину или погнуть диск. Так что, миновав пограничный пункт, не торопитесь говорить тем, кто вас ждет в Костанае, что вам «осталось до них совсем чуть-чуть» — у встречающих манты остынут вас ждать. Лучше прибавьте к тому времени, которое вы планировали потратить на поездку, часа полтора или даже два. Это ближе к истине.

Но есть и хорошие новости: некоторые участки дороги начали ремонтировать! Где-то сняли верхний слой дорожного полотна, где-то лежат груды щебня, а где-то уже можно проехать и по свежему асфальту. Думается, с конца лета или с осени ездить здесь будет гораздо приятнее.

— Смотря, правда, по каким технологиям этот асфальт кладут и на сколько его хватит, — ворчат скептики.

Ворчат они, конечно, не просто так: есть у них пара-тройка примеров на эту тему. Но даже их строительство новой дороги радует. А еще радуют казахстанские цены на бензин: 29-30 рублей за литр 95-го! С местных заправок россияне выезжают, заправленные по самый лючок бензобака, и горько сожалеют о том, что в их машине таких баков не три. А то залили бы про запас их все.

* * *

Что еще? Думаю, достопримечательности Костаная и его пригорода, описанные в интернет-путеводителях, в моих описаниях не нуждаются. Скажу разве только, что на пешеходной улице Байтурсынова сейчас меняют брусчатку. И чтобы сфотографироваться, например, рядом со скульптурами сталевара или хлебороба, установленными здесь, придется снять с них вещи рабочих. Дабы не бросать куртки на землю, рабочие свешивают их на скульптуры.

Кроме сталевара и хлебороба, в разных уголках Костаная стоят также девушки с телефоном и зонтиком, аж два Чарли Чаплина, рыбак, древний казах с конем и кони сами по себе. Много разных коней.

Eсть центральная мечеть «Марал Ишан», которая является памятником архитектуры; областной мемориальный музей имени Алтынсарина и краеведческий музей; русский драматический театр…

Обычно, когда культурная программа хотя бы частично выполнена, местные предлагают гостям пройтись по улице Складской, где открытый вещевой рынок, на котором можно торговаться, и куча всяких хозяйственных магазинов. Eсли поискать, можно купить какую-нибудь домашнюю утварь по очень выгодной — в переводе на рубли — цене. Но это, скорее, исключение из правил. Костанайцы жалуются: местные цены практически на все сравнялись с российскими, а зарплаты как были маленькими, так и остались.

Это еще одна официальная версия, почему многие русские выставляют свое жилье в Казахстане на продажу и планируют переезд. Неофициальная версия куда глубже и неприятнее. И я, как сторонний наблюдатель, вряд ли имею право судить о ее состоятельности или наоборот.

Мне все-таки хочется верить в дружбу народов, которая не могла не случиться за столько лет совместного существования. В конце концов, я увидела отголоски этой дружбы своими глазами. Как белобрысая Юля с чернявой Данилей гоняют на великах, как тетя Валя виртуозно готовит бешбармак, дядя Сережа пьет чай исключительно из кисушек, потому что так привык. А на Пасху, говорят, многие казахи красят яйца, чтобы принести их русским соседям.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Еще одно препятствие на пути к Костанаю;В парке Победы;Акимат (мэрия) Костаная.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта