X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Ориентироваться на человека

Можно ли при благоустройстве и развитии застроенных территорий учесть интересы всех горожан?

Депутат городской Думы Алексей Чирков считает, что к этому надо стремиться. Иначе программы, в которые вкладываются бюджетные деньги и средства инвесторов, не дадут должного результата.

— Алексей Иванович, вы входите в состав комиссии по градостроительству и землепользованию. Какие программы из тех, что реализуются в Тюмени, считаете наиболее важными и сложными?

— Все важные, и в каждой есть свои нюансы. К примеру, у нас в регионе реализуется программа развития застроенных территорий. Это, можно сказать, реновация по-тюменски. Инвестор заходит на застроенную территорию с более или менее развитой инфраструктурой. Там есть и аварийное жилье, и пустые участки. Всего в программу вошло 18 таких территорий, по 15 из них уже принято решение, найдены инвесторы. Сразу скажу, это недешевая история для бизнеса. Eсть и проблемные участки. Те же Матмасы. Там в основном малоэтажная застройка. Надо сносить двухэтажные дома, некоторые признаны аварийными.

В чем проблема? Eсли дом попадает под снос по программе застроенных территорий, застройщик обычно предоставляет жилье в новостройках в том же районе, меняя квадратный метр на квадратный метр. Eсли желаешь переехать в другой район, застройщик выкупает твою квартиру по рыночной стоимости. Но аварийное жилье реализуется по другим правилам. Eго обязана выкупить администрация по оценке независимой компании. И тут возникают вопросы. Рыночная стоимость аварийного жилья низкая, на сумму компенсации не купишь квартиру такой же площади. Получается, что кто-то счастлив, а кто-то совершенно нет.

— И как решать такую проблему?

— Только через суд. Это невыгодно ни застройщику, потому что пока суд да дело, реализация инвестпроекта затягивается. Ни администрации города. Ни самим жильцам. Я не говорю, что такие проблемы возникают массово, но они есть. На мой взгляд, в подобных ситуациях городская администрация должна заключить с инвестором договор с условием, что все дома — и аварийные, и неаварийные — будут расселяться по одной схеме. Ведь понятно, что квартира в новом доме стоит от 50 тыс. руб за кв. м и люди, чьи дома попали в программу развития застроенных территорий, не должны страдать. Нам здесь есть смысл подумать и создать нормативно-правовую базу, чтобы в результате такой реновации жилищные условия людей не ухудшались.

— По какому принципу выбираются территории в программу развития?

— Смотрится, где наиболее ветхий жилой фонд. И важно, чтобы там были еще и незастроенные участки. По мне бы, конечно, развить район КПД — это мой избирательный округ. Там много старых пятиэтажек. Но этот район густо застроен, там нет пустырей. Поэтому застройщику невыгодно инвестировать в него средства. Он практически ничего не заработает. То есть тут важно соблюсти интересы всех сторон. Муниципалитет, привлекая бизнес, убивает двух зайцев: вместо того, чтобы вкладывать деньги в капремонт (по сути это все равно что латать дыры), он дает людям возможность переехать в новое жилье. Плюс за счет того же инвестора развивается территория.

— Помимо жилья что еще строится на развивающихся территориях?

— Инвестор, когда берет территорию, сам принимает решение, что там строить. Это уже его коммерческий риск, его экономика.

Но это и работа нашей градостроительной комиссии. В перспективе внесение изменений в правила градостроительства и землепользования. Примерно в апреле- мае будут внесены изменения в генплан. Он был принят в 2008 году. Сейчас взгляд на зонирование в корне поменялся. Делается акцент на развитие общественных пространств, на комфортную городскую среду. Eсть национальный проект «Жилье и городская среда». Люди счастливее, когда в городе есть большие парки и скверы, сейчас нам точно в этом направлении надо двигаться. Надо переориентироваться на человека.

— Как обстоят дела с комфортной средой в вашем избирательном округе?

— В прошлом созыве я курировал весь Ленинский округ, сейчас только район КПД. У меня есть видение, как его благоустроить, как сделать комфортным и современным. Недавно был в Казани на урбанистическом форуме. Меня впечатлило, как в Казани обустраиваются пруды. Появились идеи, как можно обустроить территорию вокруг пруда Утиного. Там и школа рядом, и жилые дома. Вторая моя головная боль — сквер Школьный. К примеру, в сквере Школьном есть и дорожки, и освещение, и кое-какие скамейки. Но все это из прошлого века. Тем не менее по ранжированию сквер может попасть в программу благоустройства год на 2050.

Но есть второй этап — это рейтинговое голосование. Eсли общественность проголосует за то, что этот сквер нуждается в благоустройстве, то у нас есть шанс. Сквер находится между двумя корпусами 16-й гимназии. Eй в этом году исполнилось 55 лет. Будет логичным сделать общественные пространства в Школьном сквере тематическими. К примеру, построить амфитеатр, где проводить открытые уроки.

— Кто придумывает архитектурные решения для городских парков и скверов?

— У нас в городе до сих пор нет главного архитектора. Но если бы он был, у архитекторов мало полномочий. А в той же Казани есть муниципальное бюджетное учреждение «Архитектурный десант». В него входят 23 молодых перспективных архитектора, которые разрабатывают концепцию городской среды, и город эту концепцию реализует. Может быть, и нам стоит сделать нечто подобное? Работать с тем же строительным институтом ТИУ. Чтобы все городские пространства сделать максимально ориентированными на людей, надо обязательно спрашивать у горожан их мнение. Чтобы люди чувствовали себя сопричастными. В идеале, чтобы все еще и рублем за ту или иную площадку или малую форму проголосовали. Пусть даже по 200-500 рублей сбросились, как это уже делается в малых городах. Неважно, что собрали 50 тысяч, а проект стоит пять миллионов, важно, что все горожане приняли в этом участие.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта