X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

«Не делайте запасы из любви»

Вчера в областной Думе я услышала историю о мальчике, который в начальной школе был хулиганом и двоечником.

А потом, что называется, взялся за ум. Окончил с красным дипломом технический вуз, стал легендарным буровым мастером и человеком, о котором до сих пор вспоминают с большой теплотой все, кто хоть немного был с ним знаком.

В этом году Виктору Васильевичу Китаеву исполнилось бы 80 лет.

— Сидел бы сейчас среди нас — именитый и знаменитый. Может быть, уже Героя Труда получил. Но вот эта работа. — Анатолий Константинович Ушаков уверен, что именно работа на руководящих должностях отняла годы жизни у его товарища.

Хотя ни к должностям, ни к званиям Виктор Китаев, по свидетельству тех, кто собрался почтить его память, не рвался. Скромный был человек. Eго увлекало настоящее, трудное и чисто мужское дело — бурение нефтяных скважин. Он трижды отказывался от приглашения на руководящую партийную работу, предпочитая соревноваться с другим легендарным буровым мастером — Геннадием Лёвиным. Позже сам Геннадий Михайлович признавал, что в соцсоревнованиях бригаде Китаева доставались наиболее сложные участки.

— Мы-то бурили на берегу, а им отсыпали участок посреди озера Самотлор, — вспоминал в одном из интервью Лёвин. — На газовой шапке. Малейшая ошибка могла обернуться трагедией.

Но китаевцы ошибок не допускали. Этой бригаде удалось первой установить рекорд по проходке — пробурить 100 тысяч метров горных пород. Это был единственный коллектив, в котором сразу два человека стали лауреатами премии Ленинского комсомола. А вот у самого Виктора Китаева наград было мало.

— Может быть, кто-то не знает, но уже были готовы документы на присвоение Виктору Васильевичу звания Героя Социалистического Труда, — вспоминает председатель союза ветеранов Югры Алексей Рыбалов. — Помешал трагический случай.

Да, трагических случаев при освоении Тюменского Севера было немало. Это только в песнях нефтяные фонтаны представляются чем-то величественным. На деле они считались аварийным выбросом нефти и газа. Со всеми вытекающими последствиями.

Но, судя по воспоминаниям товарищей, не только тот трагический случай, о котором упомянул Алексей Рыбалов, помешал Виктору Китаеву получить заслуженное звание. Все отмечают, что он не преклонялся перед авторитетами, резко реагировал на непорядочность и фальшь. А это, как известно, далеко не всем нравится.

Виктор Китаев отказывался от партийных должностей, когда партия была в силе. Но когда в середине 80-х годов в связи с перестройкой в ней начались разброд и шатания и все отказывались от должности секретаря Тюменского обкома КПСС, он согласился.

— Помню, настал момент, когда продовольственные склады буквально опустели, — говорит Сергей Денисов, в то время первый заместитель председателя Тюменского облисполкома. — Он позвонил мне: «Что будем делать? Нефтяников нечем кормить». Мы начали заниматься этим вопросом. Через внешторг вышли на Францию. В результате следовавший во Францию рефрижератор развернули на Санкт-Петербург, оттуда по железной дороге перебросили продовольствие на Север.

Китаев уважал и ценил людей, которые работали на промыслах. Был одинаково вежлив и тактичен со всеми, независимо от должности. Интеллигентный буровик, необычный партийный работник на обычной партийной работе.

Много по-настоящему хороших слов прозвучало вчера из уст уважаемых людей в адрес человека, который вырос из того хулиганистого мальчика.

— Он рассказывал, что однажды случайно услышал разговор мамы с соседкой, — поделилась вдова Виктора Китаева Нина Николаевна. — Соседка хвалилась успехами сына, а мама Виктора Васильевича грустно сказала: «А мой совсем не хочет учиться». И эта фраза прозвучала так горько, и так сильно задела его, что он быстро исправил плохие оценки и поступил в институт.

В своем последнем интервью он сказал: «Не надо делать запасы из любви и доброты. Все это надо тратить, тратить, не жалея». Вчера, вспоминая товарища, ветераны грустили не только о том, что он рано ушел, но едва ли не больше о том, что в зале областной Думы в этот день не было молодежи. Не было студентов — будущих нефтяников. Для них такие люди, как Виктор Китаев, могли бы стать хорошим ориентиром.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта