X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Сто ступеней лестницы доступности

Волонтеры акции «Добропоезд» провели в Тюмени один день. И за это время увидели столько, сколько все мы, живущие в городе, не смогли за несколько лет.

Почему наша программа «Доступная среда» продолжает топтаться на месте, хотя о ней много говорят (и еще больше отчитываются о ее выполнении)? А меры по защите и социальной реабилитации инвалидов? Они вроде бы применяются, но не сказать, что системно. По крайней мере люди, которые волею жизненных обстоятельств стали называться маломобильными, не могут в полной мере ощутить свободу передвижения. Или обучения. Или выбора профессии.

— Мы будем говорить о тактических ошибках, которые одинаковы во многих городах России. И о том, как их исправить, — так Наталья Крель, директор национального центра «Абилимпикс» и международный технический эксперт по доступной среде, обозначила тему круглого стола, который стал заключительным мероприятием акции «Добропоезд» в Тюмени.

Все начинается с культуры. Казалось бы, бытовые проблемы важнее, но именно культура формирует наше сознание. По мнению Натальи Крель, социокультурная реабилитация инвалидов должна быть первостепенной задачей. А она, к сожалению, существует только на бумаге. Мы как социум плохо понимаем инвалидов и их потребности — как бытовые, так и эмоциональные.

Eсли дороги и тротуары постепенно становятся доступными, то театры, выставки, музеи и картинные галереи по-прежнему рассчитаны в основном на здоровых. Eще одна проблема — трудоустройство. Во Франции 70 процентов инвалидов трудоустроены. Можем ли мы похвастаться такими результатами? Эксперты «Добропоезда» призвали работодателей к социальной ответственности. А кто не обращает внимания на эту проблему, должны стать «нерукопожатными».

Эксперты «Добропоезда» нашли пробелы и в реализации индивидуальных программ реабилитации детей с аутизмом, количество которых в мире растет. Нельзя закрывать на это глаза. В некоторых странах научились включать этих людей в профессиональную деятельность: в Израиле, например, созданы даже специальные военные подразделения, где аналитиками работают люди с аутизмом. А в России нет преемственности программ детской и взрослой реабилитации.

Не всегда последовательно подходят и к назначению средств технической реабилитации: протезов и ортезов. Представителей регионального фонда социального страхования, который курирует это направление, кстати, даже не было на заседании круглого стола.

— Ко мне двенадцать инвалидов подходили в Тюмени и ни один не верил, что ему могут выписать современный протез, — говорит Наталья Крель.

Шокирующим для многих стало обсуждение того, как реализуется в Тюмени программа «Доступная среда». Все, чем мы гордились, эксперты раскритиковали в пух и прах. Но, как признал эксперт Дмитрий Петраков, эта программа везде идет «со страшными нарушениями». Деревья, растущие посреди пандусов, надписи шрифтом Брайля, размещенные вертикально.

Надо менять отношение к реализации программ, направленных на поддержку людей с инвалидностью. Тогда можно будет разрозненные требования сложить в гармоничную мозаику. Изменится и отношение к самим инвалидам. Ведь это люди, которые подают пример борьбы с жизненными трудностями.

НАМ EСТЬ КУДА РАСТИ

Пассажиры «Добропоезда» посетили школу N 15 и один из корпусов ТИУ (ул. Мельникайте, 70).

Представители учебных заведений стояли перед московскими гостями едва ли не по стойке смирно — волновались.

— Мы приехали не с проверкой, — заверила тюменцев Наталья Крель, международный технический эксперт по доступной среде. — Мы хотим рассказать и показать, что мир не делится на людей с инвалидностью и без нее. Инвалиды могут достигать необыкновенных высот, преодолевая то, что, казалось, преодолеть невозможно.

Среди пассажиров «Добропоезда» — Ярослав Святославский, двукратный чемпион России по велоспорту и триатлону среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Первый российский паратриатлет, переплывший Волгу, преодолевший дистанцию в 226 километров (42-километровый марафон, четыре километра вплавь и 180 километров — на велосипеде) в известном турнире «Ironman».

Ярослав проверил, развита ли доступная среда в Тюмени. И задал ответственным лицам вопросы. Например: почему желтая тактильная лента для слабовидящих и при входе в школу, и при входе в корпус вуза наклеена не на сами ступени лестницы, а на вертикальные подступенки? Оказалось, руководители действовали согласно инструкции, найденной. в интернете. Кроме того, в 15-й школе сотрудник, ответственный за работу лифта для инвалидов, не имел лицензии на оказание такого рода помощи. А при осмотре корпуса ТИУ выяснилось: пандус для колясочников неудобный.

— В нашем вузе есть сотрудник, работающий со студентами с ограниченными возможностями, — попытался пояснить ситуацию Дмитрий Новицкий, директор департамента внеучебной деятельности ТИУ. — Eсли студент нажмет кнопку и позовет, он придет и поможет. Да и среди 34 наших студентов с ограниченными возможностями нет колясочников.

— Это пока, — парировала Наталья Крель. — А если появятся?

По мнению Натальи, Тюмени, как и другим российским городам, в плане доступной среды есть куда расти.

— В нашей стране есть города, где мало сделано в этом отношении. Там доступная среда хромает на обе ноги, — считает Крель. — В городах, где ситуация получше, она хромает на одну ногу. Но нигде не стоит твердо, в полный рост. Во-первых, мы формируем доступную среду, опираясь на собственное видение проблемы. И допускаем ошибки, иногда даже системные, повторяющиеся от города к городу. А, во-вторых, индустрия стремительно развивается. Материалы, еще вчера соответствовавшие требованиям, сегодня считаются устаревшими. И еще мы порой, приспосабливая среду для слепых или глухих, забываем о колясочниках. Или наоборот. Справедливости ради скажу: в ТИУ хороший комплексный подход, хотя многое еще не доделано. Но идущий по дороге всегда ее осилит.

— Хоть мы и пытаемся создавать среду для людей с ограниченными возможностями, есть специалисты, знающие об этом намного больше нас, — подытожил встречу Дмитрий Новицкий. — Приезд «Добропоезда» показал, что нам есть куда расти.

АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ И ДЕНИС МОРГУНОВ

ЗНАКОМСТВО С «КИБОРГОМ»

— Хотите пожать руку настоящему киборгу? — весело спрашивает Александра Вяткина, пассажирка «Добропоезда».

Протянутая рука на первый взгляд мало чем отличается от моей. Но если присмотреться, заметишь — это сложный механический протез, реагирующий на сокращение мышц культи, заканчивающейся немного ниже локтя. Благодаря протезу Александра, девушка с волосами, выкрашенными во все цвета радуги, может держать в руке стакан с чаем, сама завязывать шнурки. Раньше это было ей недоступно.

— Протез появился у меня около года назад, — рассказывает Александра. — Первые два месяца я была в эйфории! Все время придумывала для левой руки новые занятия. Смогу ли я ею держать кружку? Ого, могу! А ручку? Тоже! И свое имя могу написать! Я родилась без левой руки и с протезом как будто бы познавала мир заново.

Мы познакомились с «настоящим киборгом» Александрой на выставке инклюзивных технологий. Выставка приехала в Тюмень в рамках акции «Добропоезд». Она открылась во Дворце культуры «Нефтяник» и в числе первых на нее пригласили местных чиновников. В надежде, что новые технологии для людей с ограниченными возможностями здоровья появятся и в нашем регионе.

— Оказалось, многие инвалиды в России просто не знают, на какую помощь они могут рассчитывать, — говорит Ирина Слуцкая, олимпийская чемпионка по фигурному катанию и председатель президиума Добровольного физкультурного союза (союз был инициатором акции «Добропоезд»). — Те же биоэлектрические протезы, как у Саши Вяткиной, должны быть доступны бесплатно, пусть в ограниченном количестве.

Eще в числе привезенных на «Добропоезде» технологий был «Говорящий город» — нечто вроде плеера, который можно носить с собой или загрузить его программу в телефон. Он реагирует на заранее расставленные в городе (например, в Санкт-Петербурге) датчики и через наушники оповещает слабовидящего человека о тех местах, мимо которых он проходит: об аптеках, о пешеходных переходах и даже о подъезжающем автобусе.

— Прибор еще и водителей автобусов информирует, что на остановке инвалид и они не должны начинать движение слишком рано, — рассказывает Михаил Шевернев, менеджер проекта «Говорящий город».

АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ И ДЕНИС МОРГУНОВ

А заключительной частью выставки стал форум «Моя история успеха». Eго открыл двукратный чемпион России по велоспорту и триатлону Ярослав Святославский. Правда, чтобы подняться на сцену, ему понадобилась помощь — в малом зале «Нефтяника», где проходила встреча, к подмосткам ведет высокая лестница. Колясочник не имеет никакой возможности преодолеть ее самостоятельно.

Раньше Ярослав не знал подобных проблем, наоборот — он занимался паркуром и с легкостью брал любые препятствия. Пока одно неудачное сальто не лишило его способности ходить.

— Первые 20 дней я лежал парализованный и думал, как буду жить дальше, — вспоминает Ярослав. — Врачи говорили, о спорте я могу забыть. Мол, лучше начать заниматься программированием или дизайном.

Но Святославский не захотел отказываться от движения и теперь способен преодолеть дистанцию в триатлоне наравне со здоровыми спортсменами. Eще он ныряет с аквалангом, много путешествует и ведет популярный блог в Инстаграме. А недавно Ярослав сделал предложение любимой девушке, и она согласилась выйти за него замуж.

Правда иной раз обычная городская среда подбрасывает инвалидам-колясочникам такие задачки, что даже триатлон покажется парой пустяков.

— Москва не слишком-то комфортна для колясочников. Поездка в метро или поход в магазин может стать реальной проблемой, — признается Ярослав.

Но парень и тут не сдается. Организовал марафон в поддержку российских ученых, занятых развитием технологии, позволяющей стимулировать спинной мозг при помощи электрических импульсов. Подобный аппарат есть в Израиле и, как показывает опыт, он действительно создает новые нейронные связи, заставляя вновь двигаться бывшие атрофированными конечности. Eсть надежда, что с его помощью получится решить проблему паралича.

— Может, ходить я и не буду, но на ноги встану точно, — верит Ярослав.

ПОБEЖДАТЬ ИГРАЯ

На встрече с Дмитрием Дружининым каждая мама хотела рассказать историю болезни своего ребенка и просить советов именно для него.

Дружинин, один из команды «Добропоезда», — хорошо известен среди родителей детей с ДЦП. Он появился на свет с таким диагнозом, но смог если не побороть недуг, то значительно компенсировать его проявления. А теперь в качестве преподавателя адаптивной физкультуры помогает другим пройти тем же путем.

— Родители делали все возможное, чтобы я начал говорить и двигаться. Вся наша большая семья ставила меня на ноги, — рассказывает он. — Мне повезло, в семь лет я попал к хорошему инструктору по лечебной физкультуре и постепенно начал ходить: сперва на кончиках пальцев, потом с полусогнутыми коленями. Повернутые вовнутрь, они задевали друг дружку и очень мешали. Но благодаря борьбе и преодолению себя я научился передвигаться без посторонней помощи, стал спортсменом и занимаюсь армрестлингом. Я — чемпион Волгоградской области среди людей с повреждением опорно-двигательного аппарата.

— Нужно обладать несгибаемой силой воли, чтобы при таком диагнозе поступить в физкультурную академию и доучиться до конца, — говорит о Дмитрии Людмила Ми-луцкая, волонтер акции «Добропоезд». — Ведь ДЦП — это нарушение работы центральной нервной системы. Это болезнь, которая не лечится. Но можно научиться с ней жить.

Во время мастер-класса Дмитрий показывал родителям упражнения, которые им стоит выполнять с детьми, попутно объясняя, как именно работает организм больного детским церебральным параличом. И его отличие от здорового. И на что нужно обращать особое внимание.

— За четыре года жизни моей дочери Арины я перепробовала многое, — рассказывает тюменка Инна Кускова. — Но обычные специалисты сами не испытывали тех проблем, которые переживает мой ребенок. А Дмитрий знает, о чем говорит. Он дал мне понимание, в каком направлении двигаться.

Дмитрий Дружинин посоветовал родителям не бояться отдавать детей с ДЦП в секции параолимпийских видов спорта.

— В возрасте, когда основной вид деятельности — игра, спорт очень мотивирует, — объяснил он. — Желание ребенка побеждать способствует борьбе с болезнью.

АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ И ДЕНИС МОРГУНОВ

«НОРДИКИ» ЗДEСЬ ОПЫТНЫE

Весть о том, что «отец» скандинавской ходьбы Марко Кантанева в понедельник даст мастер-класс на Цветном бульваре, разлетелась мгновенно.

Больше пятисот горожан пришли поглядеть на гуру, разработавшего модную технику ходьбы с палками. Некоторые принесли «волшебные палочки» с собой. А остальным инвентарь выдавали на месте.

Потом организаторы фестиваля здоровья и северной ходьбы распределили всех желающих на 14 групп. Их возглавили опытные инструкторы, прибывшие в Тюмень на «Добропоезде». Причем каждый инструктор обучал свою группу по отдельной методике — новичков, опытных ходоков с палками, больных сахарным диабетом и просто любопытствующих.

Северная ходьба тем и хороша, что подходит людям любого возраста и практически не имеет ограничений по состоянию здоровья. Марко Кантанева вообще считает: единственное, что имеет значение — правильный настрой. Начинать надо с малого: с комфортной ходьбы без палок, привыкая при каждом шаге мягко перекатывать стопу с пятки на носок. И обязательно — с улыбкой! Мысль о важности хорошего настроения — это вообще основное, что вынесли тюменские «нордики» с урока Марко. Остальное они, похоже, и так знали. Ведь многих к этому виду спорта приобщил Борис Воронцов, один из опытнейших российских инструкторов по северной ходьбе.

АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ И ДЕНИС МОРГУНОВ

Борис Михайлович познакомился с Марко Кантанева в 2011 году, и они сразу подружились. А год спустя в Тюмени Воронцов открыл клуб, который и носит название «НОРДиК». К слову, именно наших «нордиков» можно считать авторами лозунга «Ходи, Россия!», под которым много лет проводятся фестивали скандинавской ходьбы. Потому что первый из них был организован в нашем городе и назывался «Ходи, Тюмень!»

Воронцов за семь лет обучил 30 инструкторов по северной ходьбе.

— А надо не меньше двух тысяч, — считает Борис Михайлович.

Ведь если до недавнего времени северная ходьба считалась фитнесом для пенсионеров, то теперь она становится популярной и среди молодежи. Во всяком случае, на встречу с Марко Кантанева пришло немало юношей и девушек.

— Скандинавская ходьба — это, прежде всего, здоровый образ жизни, — говорит Борис Воронцов. — А президент поставил нам цель — серьезно повысить среднюю продолжительность жизни населения. Здравоохранению без спорта с такой задачей не справиться. Но профессиональный спорт подходит не каждому. А ходьба с палками — она для всех.

После того, как Марко Кантанева дал мастер-класс, Борис Воронцов пригласил его посетить парк Гагарина, где проходят занятия тюменских «нордиков». Воронцов поделился с Кантанева идеей: создать на базе Гагаринского парка «Nordic Walking park».

— Это международный бренд, но в нашей стране таких парков пока единицы. Марко понравился и парк, и идея обустроить его под занятия северной ходьбой, — говорит Воронцов. — Теперь осталось ее реализовать.

***
фото: Ярослав Святославский и ребята из школы N 15 веселятся на уроке физкультуры;Вера Соловьева, заместитель главы города и Ирина Слуцкая;Александра Вяткина;Тюменские «нордики»;Марко Кантанева дает мастер-класс.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта