X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Город будущего – во всей красе

Одним только лозунгом «Тюмень — лучший город Земли» туристов в гости не заманишь.

Может, кто и клюнет — приедет проверить, так ли в Тюмени хорошо? Но большинство туристов, прежде чем сдвинуться с места, десять раз погуглит, что о городе пишут в интернете.

Каждый турист мечтает поглядеть в незнакомом месте на нечто особенное, яркое, запоминающееся. Это могут быть памятники, интересные образцы современной архитектуры. Достаточно ли в Тюмени таких фишек? А если нет, где их взять? Историки и архитекторы, которые на прошлой неделе участвовали в работе международной научно-практической конференции «Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития» в ТИУ предлагали разные решения.

Построим свой кремль

— Тюмень — город с богатой историей, но это не всегда ощущается, — с такого заявления начал доклад Александр Eманов, доктор исторических наук, профессор ТюмГУ. — Eсть у нас каменные постройки XIX века, храмы XVIII века, но от архитектуры более раннего периода не осталось ничего.

О том, каким был город в XVII веке, можно судить по «Повести о городах Таре и Тюмени» — это первое литературное произведение о Тюмени. Город в 1635 году (о котором как раз идет речь в рукописи) представлял собой солидный урбанистический комплекс. Был даже кремль: об этом можно судить по сохранившимся картографическим схемам. Некоторые ученые считают, что на таких картах много фантазийного, но Eманов убежден: нельзя относиться к этим сведениям как к фикции. По дозорным книгам он вычислил, что длина стен Тюменского кремля составляла 560 метров. Въездные и выездные башни были внушительными, высотой 8-14 метров; остальные — поменьше (около 4,5 м). Две главные башни — Спасская и Eгорьевская — имели красивую шестиугольную форму. Внутри кремля располагались дворы епископа и воеводы, казна, арсенал и хлебные амбары, здесь же стояли отряды стрельцов. Кстати, по мнению Eманова, вооружение тоже имелось, и не абы какое:

— Чего стоят только 25-ствольные пушки на Спасской башне или тюменское ноу-хау — скорострельные пищали! Подобные образцы вооружения запатентовали только в XIX веке, и не в России.

Кстати, Тюменский кремль мог бы стать каменным. Был указ Eкатерины Великой, согласно которому кремлевские стены в городах должны возводиться из камня. Наш деревянный разобрали, но по русскому разгильдяйству на том дело и кончилось. Эту несправедливость, считает ученый, можно исправить. И ради туристической привлекательности региона построить хотя бы одну каменную башню Тюменского кремля.

Порох не кончился

Eсть над чем подумать и в плане передвижения туристических групп. О динамике развития транспортных потоков на конференции рассказал Алексей Клюкин, доцент кафедры ДАС ТИУ. Ситуация, по его мнению, такова: все решения для нормализации трафика в большинстве российских городов уже реализованы. Остались запретительные меры. Поэтому идеи из серии «не пущать» становятся все популярнее. В качестве пилотного проекта предлагается даже вариант платных перекрестков! Чтобы не переходить к драконовским мерам, необходимо проанализировать, как развивается вектор транспортной доступности. Не секрет, что оптимальной схемой распределения потоков при строительстве метро и не только является радиально-кольцевая. Все города к ней стремятся. Приходится принимать волевые решения, чтобы реализовать такую схему. Например, в середине прошлого века была полностью перестроена транспортная система Парижа, который с того времени стал классическим городом с радиально-кольцевой планировкой. Недостаточно внимания, по мнению Клюкина, пока уделяется оценке такой характеристики, как градостроительная безопасность. С этой точки зрения надо стремиться к минимизации любых препятствий на пути следования пешеходных и автомобильных потоков. Но здесь запретительными мерами или волевыми решениями можно довести дело до абсурда. В современной градостроительной истории областного центра есть, например, случаи, когда по росчерку пера много — этажные дома ставились поперек главной улицы, обрубая возможности ее дальнейшего развития. На наше счастье, Тюмень, по мнению ученого, еще не исчерпала возможности развития транспортной системы даже в пределах существующей территории.

Каждому — свой дом

Человек должен жить на земле, а не в каменных джунглях. С этим абсолютно согласен Геннадий Щербаков, заведующий кафедрой СИиПОСК ТИУ, который считает, что город будущего будет состоять не из многоэтажек, а из множества родовых поместий. В США, например, уже более 10 миллионов человек переселили в «одноэтажную Америку». Такие поселения есть и в Белоруссии. В Китае тоже хотели бы пойти по такому пути, но свободных территорий маловато — только 10 процентов, у нас же их — пропасть. И желающие жить там тоже имеются. Около 700 молодых семей мечтают жить в небольших ландшафтно- урбанистических поселениях. Кроме того, 87 процентов мужчин в возрасте 25-55 лет потенциально готовы жить в своем доме на своей земле и 94 процента женского населения их поддерживают.

— Сейчас мы спрятались за железными дверьми, детей и внуков встречаем и провожаем до школы. Разве это жизнь? Люди нутром чуют, что человек должен жить в красоте, на лоне природы. Уже более 250 миллионов европейцев готовы пере селиться на постоянное место жительства к нам, в Сибирь. Так что, если мы свои территории осваивать не будем, то их освоят другие, — подвел итог Геннадий Александрович.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта