X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Человек в футляре мли в купальнике

Молодая учительница сфотографировалась после соревнований по зимнему плаванию. Приятное лицо, стройная фигура, да и в целом снимок неплохой, иначе кто бы его выложил в социальную сеть?

Но именно из-за него разгорелся скандал в одной из школ Барнаула. Казалось бы, что в таком фото предосудительного? Но кто-то посчитал, что оно не соответствует моральному облику педагога. Как так — педагог и в купальнике? Вдруг дети увидят? Как на уроки к ней будут ходить? Позицию родителей поддержало руководство школы. Да и как не поддержать? Иначе те пошли бы жаловаться выше. А уж там разбираться бы не стали. Директор решил сурово с учительницей поговорить, наставить ее на путь истинный. Вероятно, рассчитывал, что начинающий педагог испугается, повинится. А она не стала. Взяла и написала заявление по собственному желанию. Так это называется на юридическом языке, а на человеческий переводится: вынудили.

Думаете, в Тюмени подобных случаев не было? Отнюдь. Лет пять назад учитель английского языка одной из школ тоже выложила на страничке во «ВКонтакте» безобидные пляжные фотографии. Кому-то из родителей снимки показались неприличными. Дирекция школы потребовала их убрать. Учитель отказалась и уволилась. Интересно, что симпатии детей и многих родителей были на ее стороне.

Подобная история была и в гимназии N 1. Там родители подошли к анализу странички педагога еще креативней. Увидели аморальный подтекст в старых, еще студенческих снимках. Конфликт погасили, но осадок остался.

Список подобных школьных историй можно продолжать. Обычно их стараются замять, не выносить сор из избы. Но на этот раз в защиту учительницы из Барнаула, попавшую в похожую ситуацию, в интернете развернулась акция «Учителя тоже люди», которая стала всероссийской. Почему рядовой случай в Барнауле вызвал такую бурную реакцию? Высказать мнение мы попросили нескольких учителей гимназии N 1.

Ольга Редина, учитель русского языка и литературы, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года-2010», считает: проблема в том, что требования к учителям растут со скоростью технического прогресса. Но современная система образования предъявляет повышенные требования и к родителям, а они их принимать не хотят. Гораздо удобнее встать на позицию потребителей, заказчиков, чтобы разговаривать с позиции силы. Нереализованные ожидания и ведут к конфликтам.

— Мы обсуждали эту ситуацию с молодыми учителями, — говорит Илья Софьянов, учитель русского языка и литературы. — Недоумевали: почему мы, как все люди, не можем заниматься тем, что нравится, если наши увлечения не противоречат нормам морали и этики? Конечно, транслировать всю свою жизнь в социальных сетях не обязательно, но как определить, где заканчивается личное и начинается публичное? Последнее время я начал страховаться и закрывать просмотр информации о себе в соцсетях. Закрыл даже информацию, где и кем работаю. Иначе, как только узнают, что учитель, посыплются неадекватные комментарии.

Чего можно добиться, выливая на педагогов ушат негатива? Сомнительно, что это единственный способ борьбы за качество образования и высокую нравственность. Ведь фотография в купальнике никак не влияет на качество ведения уроков и дисциплину в классе. А вот насолить учителю, который чем-то тебе не мил, используя соцсети, — легче легкого.

— Мы вынуждены жить с оглядкой, чтобы никого не провоцировать. Но это ненормально, — возмущена Ольга Редина. — Я не могу чувствовать себя свободно, не могу доверять родителям учеников, не знаю, чего от них можно ожидать. Все, как по Чехову, сводится к тому, чтобы запретить и не пущать. Учителя толкают к тому, чтобы он стал закрытым, во всем видел угрозу и опасность. Раньше мы говорили, что чеховский «человек в футляре» — тяжелое наследие царского режима. Но оказалось, в постиндустриальную эпоху это явление снова расцветает пышным цветом.

— Начинаешь даже сомневаться: правильную ли профессию выбрала, — подхватывает тему Надежда Чередник, руководитель театральной студии гимназии. — Иногда ловишь себя на том, что идешь по улице и во всем себя контролируешь. А когда встает вопрос, как провести вечер, невольно начинаешь оглядываться.

Хотелось бы пошутить, что «все мы под колпаком у Мюллера», но почему-то несмешно.

— Интернет стал частью нашей жизни, и некоторые думают, что под маской анонимности там можно не нести никакой моральной ответственности за свои слова, — говорит Ольга Редина. — Дети видят, как поступают взрослые, и тоже безбожно троллят друг друга. В 13-14 лет они уже живут двойными стандартами. Понимают, что социальные нормы в публичном пространстве — одни, а виртуальном — другие.

Педагоги были единодушны: если обвинениями и подозрениями мы убьем доверие друг к другу, то восстановить его будет сложно. А может, и невозможно. Чтобы достичь взаимопонимания, надо вместе все обсудить. Возможно, назрела новая тема для общегородского родительского собрания и августовского педсовета о понимании профессии учителя на современном этапе и этики взаимоотношений школы и родителей?

ФОТО ДEНИСА МОРГУНОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НАДEЖДЫ ЧEРEДНИК

***
фото: Надежда Чередник;Ольга Редина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта