X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Со страху можно изменить мир к лучшему

Врачебная тайна и нынешняя обстановка в стране не способствуют откровенности. Когда врач соглашается встретиться с корреспондентом, уже подвиг.

Мой собеседник Александр Горбенко — врач-психотерапевт, практикующий в загородном стационаре.

— Работаю пять дней в неделю, — рассказывает он. — Пациенты с психическими расстройствами, зависимостью. Но почти каждый спрашивает у меня про коронавирус в городе. Свидания с родственниками им сейчас запрещены, поэтому все вопросы — к врачу. Больные переживают за пожилых родственников. У некоторых усилился страх смерти.

Экзистенциальная тревога есть у всех, но обычно люди стараются не думать о смерти. Сегодняшняя ситуация вскрыла эти переживания. И все-таки чаще психотерапевту приходится выслушивать личные истории, связанные с отношениями, сложными жизненными ситуациями, тяжелыми физическими заболеваниями. Назначать препараты, советовать больному изменить образ жизни, иначе смотреть на вещи.

Санэпидрежим в стационаре соблюдают неукоснительно: носят маски, пользуются антисептиками, меняют халат, переходя из одного отделения в другое, из корпуса в корпус. Сейчас обязателен и сбор эпиданамнеза: выезжал ли пациент за границу, имел ли контакты с людьми из зоны риска. Приходится объяснять и родственникам, что в больнице безопасно, больных коронавирусом и контактных нет.

Проблемы в стационаре те же, что и в мирное время: традиционно не хватает специалистов. Постоянно приходится задерживаться, чтобы вовремя оформлять выписки, заполнять эпикризы, другие документы.

Зато у психотерапевтов есть некоторое преимущество перед врачами других специальностей.

— Раз мы работаем с переживаниями, то владеем и инструментом, позволяющим с ними справляться, — говорит Александр. — Мы все люди. Специалисты тоже склонны к тревогам. Держимся, шутим. Юмор — психологическая защита, снижающая интенсивность переживаний.

Новости о количестве умерших многих ввергают в депрессию. И можно предположить, что тревожно- депрессивные расстройства будут усиливаться, будет расти и актуальность психологической помощи. Эксперты ВОЗ прогнозируют, что депрессия опередит сердечнососудистые заболевания.

Хуже придется тем, кто в детстве недополучил любви, заботы, внимания близких родственников, прежде всего, матери. При отсутствии сформированного базового чувства безопасности человеку сложнее справиться с переживаниями и переносить неприятности. Eсли и во взрослой жизни подтверждалось отсутствие этого чувства, а также при генетической предрасположенности развиваются состояния, приводящие к клиническим.

Поэтому прежде всего полезны доверительные отношения с близкими, поддержка друзей и родных. Eсли этого не хватает, стоит обратиться к специалисту. Eсли тревога мешает качеству жизни, не нужно откладывать звонок в службу психологической поддержки. Не обязательно ложиться в стационар. Можно пройти лечение амбулаторно.

— Метод психотерапии — это изменение способа мыслить, — продолжает Александр. — Отношения к тем или иным внутренним переживаниям и внешним явлениям. Чтобы у человека появилось ощущение, что он живет, а не проживает жизнь. Иногда человек не видит тех вещей, на которые может влиять, а мы его направляем на это видение. Человек может и должен влиять на себя и свое отношение к окружающему. И во всем искать положительные вещи. Безусловно, все, что происходит, страшно, опасно, приводит к смерти, но нужно задавать себе вопрос: что я могу делать сейчас, пока я живой, пока у меня есть ресурсы в той ситуации, в которой нахожусь?

Необходимо работать с умом: так ли все плохо? Часто после общения с врачом пациент приходит к выводу, что все его проблемы от нехватки информации, знаний.

— Когда нет знаний, мы склонны додумывать события, прогнозы, а самое плохое, что мы начинаем в додуманное верить, — говорит Александр. — Но нужно понимать, что это — наши фантазии, и к ним нужно относиться так: да, меня пугают эти мысли, но они — не факты. И если за эти мысли не цепляться, изменить к ним отношение, то мы вырвемся из этой тюрьмы, в которую сами себя заключили. Мысли нам не помешают делать того, что должны делать. Eсть знаменитая фраза древнеримского императора Марка Аврелия: «Делай что должно, и будь что будет». Мы делаем, что от нас зависит, и становимся более эффективными и продуктивными. Получаем опыт, что все нормально. И это снижает тревогу и беспокойство.

Поэтому то, что сегодня происходит, даже в чем-то хорошо, неожиданно резюмирует мой собеседник. Обычно у нас не хватает ресурсов что-то изменить в себе, в окружающей обстановке. Оттолкнувшись от своей тревоги, из чувства страха можно изменить жизнь в лучшую сторону.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта