X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

В политике нет место людям с «прибабахом»?

Рассказ седьмой.

Посиневшее общество

Существуют разные системы классификации психологических типов. При поддержке политиков мы обычно работаем в команде, каждый психолог пользуется разными оценками, рассказал наш очередной собеседник. Потом результаты сводятся в общую матрицу; количество совпадений позволяет судить о достоверности.

По одной из систем политиков как бы раскрашивают в разные цвета.

Всего их четыре: синий — «тревожный», для этих людей главное — надежность, безопасность, работа в команде. Зеленый — цвет безудержных честолюбцев, настойчивых, с хорошей эмоциональной памятью. Такому человеку стоит подумать, вспомнить о чем-то важном, и он как бы заново подзаряжается этой идеей. Красный — это еще более ярко выраженная агрессивность. И желтый — оптимизм, фантазия, независимость. Не зря этот цвет связывают с изменой: именно «желтые» люди быстро остывают к любым привязанностям и начинают ими тяготиться.

В политику в последнее время шел в основном «зелено-желтый» и «зелено-красный» народ. Именно они осуществили демократические преобразования. Хотя сам «отец русской демократии» — Михаил Горбачев — скорее парадокс: весь в сине-красных разводах. Он стремился вписать свое имя в историю, но в моменты ответственности неизменно пасовал, запутался в компромиссах и не смог довести дело до конца.

Другое дело — Борис Eльцин. Он как раз способен «додавить». Люди, сделавшие на него ставку, могли думать, что он понадобится только на начальном этапе, но недооценили его характер. Характер человека — его судьба, а характер политика такого масштаба — это уже судьба России. И сейчас индивидуальность Eльцина во многом определяет ситуацию в стране. Многие убеждены, что Eльциным беззастенчиво манипулирует его окружение. Но я полагаю, что воздействовать на президента можно, но не напрямую, а, что называется, проективно — подбрасывая ему заманчивые «пасы». Остальное сделает «зеленая» эмоциональная память.

Необходимое условие для занятий политикой — честолюбие, страсть к самоутверждению. Они могут реализоваться двумя способами: либо через ощущение социальной полезности, либо через чувство превосходства над окружением, подавление других. Политики-«альтруисты» тоже разные. Eсть, например, такой персональный имидж: я за ваши интересы лягу на плаху! Но сегодня он уже почти «не работает». Гораздо успешнее действует другой: вот я хорошо живу, идите со мной — и вам тоже будет хорошо.

Общество реагирует на своих политиков по той же цветовой схеме. «Желтые» люди во время последних выборов рассуждали так: не пойду голосовать, вы сами по себе, я — сам по себе. Достаточно распространенный тип — синий. Eму нужно хоть маленькое, но гарантированное благополучие. Политики типа Гайдара чужды «синему» менталитету, потому что предлагают людям шанс, но связанный с риском. К тому же синий тип — во многом благоприобретенный. Тревожность, депрессивность накапливаются и в обществе в целом, и у каждого человека с возрастом, а уровень оптимизма может только падать! Мы становимся менее импульсивными, более осторожными. С точки зрения психологии это, безусловно, «гигиеничнее».

Но «посинение» связано с опасностью массового блокирования потребностей, прежде всего в самореализации. Возьмем какого-нибудь физика-ядерщика — раньше он был всеми уважаем, содержал семью, а теперь потерял работу и чувствует себя никем, просто каким-то идиотом, да еще жена подбавляет масла в огонь: «Ты не мужик». Такого в ходе реформы надо было бы допускать как можно меньше, но увы…

Многие интеллигенты уходят в бизнес. Но тут есть одно «но»… Дело это психологически очень напряженное, но интеллектуально слабо нагруженное, кроме тех случаев, когда создается что-то новое или приходится выпутываться из сложных ситуаций. Сегодняшний бизнес — в основном коммерция: то заключение сделок, то ожидание неприятностей. Интеллектуальный потенциал у коммерсантов, пришедших из науки, начинает снижаться уже через год.

И все же у наших интеллигентов либеральные ценности, мотивы независимости, самореализации стоят очень высоко. Люди сильные, решительные, с большим творческим потенциалом и дальше будут на стороне реформаторов. В конечном счете, если есть социальная мотивация, высокий профессиональный интерес, то такой человек сможет адаптироваться и неплохо зарабатывать.

Сказанное относится и к политике. Последние выборы позволяют еще раз убедиться, что в политику идут не самые добрые и благородные люди, но прежде всего люди с выраженной потребностью в самоутверждении, с сильным характером. И хорошо, если эта сила будет сочетаться с социальной ориентированностью. Наивно было ожидать, что в новый парламент придут люди тихие и спокойные, бесконфликтные. Победили те, кто полностью выложился в предвыборной кампании и у кого были большие деньги. Люди в общем «нормальные», но психологически сложные.

***
фото: Рис. Дмитрия Жилина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта