X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Езда по правилам номенклатуры

Обобщение дорожно-транспортных происшествий с сильными мира сего

10 февраля министр внутренних дел России Виктор Eрин пережил мелкую дорожную неприятность: на Тверской улице при повороте с улицы Неждановой занесло частные «Жигули», которые слегка столкнулись с министерской «Волгой». Ни человеческих жертв, ни серьезных повреждений не зафиксировано. Шофер шефа МВД сумел затормозить вовремя.

Несколькими днями раньше не повезло на подмосковной трассе, ведущей в знаменитую Таманскую дивизию, другому «силовому» министру — Павлу Грачеву. На пути сановного кортежа оказался вдруг грузовик. К тому же в «мерседесе» министра обороны сидел его коллега — военный министр Франции. Пришлось после легкого столкновения пересаживаться в резервный автомобиль. Однако жесткий график визита нарушен не был.

Куда хуже было ДТП 24 мая 1993 года: тогда на Кутузовском проспекте «Волгу» сопровождения Павла Грачева протаранил в бок БМВ. Три человека получили травмы разной тяжести.

Впрочем, на дороге (тем более на московской) случится может всякое и со всяким. Но могли, скажите, шильной водитель «Жигулей» предполагать, что 16 ноября на площади Победы его машина столкнется с частным «Москвичом», после чего ее вынесет на встречную полосу, по которой в это время мчался «мерседес» первого вице-премьера Владимира Шумейко в сопровождении двух автомобилей ГАИ? Само собой, это не злой умысел. Да и вылетать на встречные полосы у нас любят все без разбору.

Eдва улеглись страсти с Шумейко, как ровно две недели спустя, 30 ноября, жертвой аналогичного же ДТП стал министр топлива и энергетики Шафраник, с той только разницей, что навстречу ему вылетела не отечественная «Лада», а японская «Хонда». А пятью днями спустя пострадал от другой «японки» — «Тойоты» — секретарь Совета безопасности РФ Олег Лобов: следуя по 1-й Тверской-Ямской улице вровень с секретарской «Волгой», чужеземное транспортное средство решило вдруг завернуть, невзирая на препятствие справа…

Нет, и в самом деле наше правительство проявило высшую мудрость, дикими таможенными пошлинами перекрыв доступ в Россию иностранных машин! Случись это пораньше на год-два — и, возможно, в целости и невредимости остался бы лимузин мэра Москвы Юрия Лужкова, который 2 февраля 1993 года был атакован новенькой, без номеров, «Хондой» у станции метро «Кунцевская» на Рублевском шоссе. Кстати, и мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку не пришлось бы 14 сентября пересаживаться в резервный автомобиль (потому что основную «персоналку» мэра изувечила на Кутузовском проспекте Москвы неопознанная иномарка…). Возможно, и у вице-премьера (ныне — депутата Госдумы) Сергея Шахрая сохранилось бы несколько нервных клеток, не случись обидного «поцелуя» с белым «фиатом» на Большом Каменном мосту 11 мая.

Тем не менее автор не делает категоричного вывода о том, что иномарки — главная угроза верховным властям. Не меньшую опасность для того же Сергея Шахрая (окажись он в своей персональной «Волге», а не на даче) представляла бы и тольяттинская «восьмерка», не пожелавшая пропустить с миром правительственный автомобиль 18 декабря на первом километре Рублево-Успенского шоссе… Именно ВАЗ-2107, а не какой-то там «Ягуар» врезался в мирно стоявшую на светофоре «Волгу» министра иностранных дел Андрея Козырева 22 сентября… А на машину адвоката Андрея Макарова, стоило тому возглавить управление по содействию в борьбе с коррупцией и преступностью, и вовсе покусился цементовоз: 1 ноября ударил в задок черную «Волгу» — и скрылся с места совершения ДТП.

Досадно, конечно. Но, с другой стороны, просматривается здесь некая, еще не осознанная до конца почти мистическая закономерность: шагает человек на вершину власти — и тут же становится мишенью для дорожных хулиганов. Какое, к примеру, провидение направило частные «Жигули» на служебную «Волгу» советника президента России-Михаила Малея (20 мая, улица Дурова)? Или зачем 19 апреля на Рублевском шоссе пьяный водитель стал на пути «Волги» председателя парламентского ткомитета Александра Починка? Почему 8 марта судьбе было угодно столкнуть машину члена Конституционного суда Николая Ведерникова с ВАЗ-04, принадлежавшим директору автобазы Минтоппрома?.. Не знаю. Пожалуй, лишь в одном случае высший промысел имел понятную простым смертным целесообразность: 24 января машина начальника управления Московской мэрии Сергея Веселовского, не заметив неосвещенного ограждения, оказалась в траншее на Ленинском проспекте. Однако и после этого ЧП ремонтные ограждения в столице заметнее не стали.

Более того, и высокие зарубежные гости, едва ступив на русскую землю, оказываются под прицелом этого дорожного рока. 30 марта под Владимиром попал в аварию (без жертв) президент Eвропейского банка реконструкции и развития Жак Аттали. Не посчастливилось 15 июля и патриарху Константинопольскому, одна из 20 машин которого столкнулась лоб в лоб со встречными «Жигулями» на Ярославском шоссе. В итоге — пять тяжелораненых, исключая, к счастью, самого иерарха церкви.

Немного понятнее становятся причины этих и других бед, если задаешься крамольным вопросом: а как, собственно, ездят верховные правители? Уж не превышают ли — помилуй Господь! — скорость передвижений. Или — того хуже — проскакивают на красный свет светофора, не замечая требований разметки, дорожных знаков и прочего?

Увы, есть такой грех. После аварии на Ярославке, презрев авторитет церкви, репортеры «Московского комсомольца» сообщили, будто кортеж патриарха Константинопольского ехал

с недозволенной скоростью, будто, выехав из Софрино в Москву, даже и высочайшее пожелание последовало: поддать газку! Опровержений этому факту не последовало.

Да и к чему церкви скромничать на дорогах, когда и светская власть любит прокатиться с ветерком?

13 января «Волга» зам. председателя Совета республики ВС Виктора Жигулина, промчавшись на красный, врезалась в ВАЗ-07 на перекрестке Нового Арбата и Конюшковского. 26 марта «Волга» члена Конституционного суда Бориса Эбзеева на огромной скорости проскочила красный светофор и столкнулась с «Джипом-Чероки», принадлежавшим швейцарскому военному атташе. «Волгу» вынесло на тротуар, после чего у 80-летней старушки, случайной прохожей, выявилась «травматическая ампутация обеих ног».

14 мая «ЗИЛ», обслуживающий таджикского лидера Рахмонова, на Новом Арбате сбил 37-летнего мужчину. Результат — «многочисленные переломы и черепно-мозговые травмы». Та же история 22 ноября, когда «Волга» заместителя генерального прокурора Денисова наехала на пешехода (у жертвы — перелом обеих ног и черепно-мозговая травма). Денисов пересел в такси и уехал по делам дальше.

17 июня «Волга», везущая заместителя председателя ВС Казахстана Зинаиду Федотову, врезалась на полном ходу в стоящий МАЗ (дело было в Москве). Пострадали три человека (сотрясение мозга, рваные раны, переломы, ушибы). 7 октября аналогичный наезд совершен машиной председателя Верховного суда РФ Лебедева на Кутузовском проспекте. Жертвой стал отдыхавший на резервной полосе «Москвич»…

Можно продолжать и дальше, и — смею заверить — в этом списке окажутся представители всех ветвей власти, независимо от политических убеждений и сиюминутных пристрастий.

Между тем к агрессивной езде высших сановников как-то привыкли, притерпелись. Считается, что стоять над законом, в том числе и дорожным, это своеобразный и обязательный атрибут должности. Отчасти порочный стереотип номенклатурных времен был разрушен, когда будущий президент России, пересев с «членовоза» на «Москвич», обещал ликвидировать привилегии кремлевского чиновничества. Не смог.

А теперь история повторяется. И как-то неприлично уже ссылаться на законы других, считающихся цивилизованными, стран. На ту же Америку, где ни один сенатор или министр не имеет никаких преимуществ на дороге. Более того: любые нарушения со стороны власть предержащих становятся там предметом общенационального скандала.

У нас же сплошь и рядом сановные лимузины мчатся на предельных скоростях, на красный и т.д., и т.п. Это для всех остальных возрождаются ужасной памяти талоны предупреждений, увеличиваются /i без того крутые штрафы и наказания. Но борьба за соблюдение правил обречена на провал. Потому что никаких исключений на дороге нет: либо — закон, либо — всеобщее беззаконие. Стоит, например, одному автомобилю проехать на красный — и следом устремляются все другие. Разгоняется правительственная «Волга» за сотню километров в час — и тут же темп подхватывают прочие граждане, у которых моторы ничуть не слабее…

А на вопрос, должны ли быть привилегии на дороге или нет, лучше всех ответит старушка с «травматически ампутированными ногами». Eсли, конечно, она до сих пор жива.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта