X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Нетерпение сердца, или Притча о кривом

Вам тоже кажется, что демократией мы уже сыты? По горло.

Странно. Ведь в большинстве своем мы вовсе не противники демократического строя. Более того, мы — за. Но «за» только в том случае, если этот строй наступит в стране немедленно и в полном объеме. Хромать же по пути исторического процесса, давить в себе то раба, а то автократа, ошибаться, поправляться, бороться с самим собою и дальше ползти, тянуться — мы не намерены. Мы не научены терпеть самих себя.

Хотя, как показала история, в принципе терпеть мы можем.

Мы можем терпеть пытки, издевательства и даже расстрелы. Мы можем терпеть многолетние сказочки о том, что вот уж следующее поколение наших людей обязательно будет жить при самом светлом и самом счастливом строе. Мы можем терпеливо и без устали внимать обещаниям и верить им снова и снова…

Правда, хватает нашего терпения когда на пять лет, когда на два года. Потом мы отворачиваемся от прежнего кумира, смешиваем его с грязью и, разинув рот, верим следующему.

В принципе мы уже сделали все или почти все, чтобы завтра же вернулось то, с чем мы с таким восторгом расставались между 1989-м и 1991-м годом.

И мы с этим почти согласны. Раз уж не получилась демократия без проблем, легко и быстро, как мы надеялись, значит, нечего и стараться. Надо делать поворот «всем вдруг». Что ж, призовем отвергнутых кумиров, бросимся в объятия Великой Старой Партии, вернемся в рай колбасы по 2.90, водки по 3.62, когда вся страна, как в едином порыве…

Интересно наблюдать, как такое же чисто люмпенское нетерпение демонстрируют и самые громкие до недавнего времени приверженцы демократии.

Недавние выборы тому примером. Пришли они в большинстве своем к финишу на брюхе. Eдва-едва. На выборах этих «жертвою пали в борьбе роковой» и демократы, и сторонники сибирского самоопределения, и коммунисты, и совсем новые коммунисты (члены партии «Свободная Россия»). А люди проголосовали за администраторов, за директорский корпус. Да еще за врачей.

Возможно, что это не каждому понравилось. Но я считаю, например, что демократия состоит в том, что люди свободно выражают свою волю, даже если они при этом голосуют за Жириновского. Или за Гитлера (который в 1933 году пришел к власти, демократическим путем завоевав большинство в рейхстаге).

Нет, не удивило то, что проигравшие кандидаты подняли шум против нарушений (или ошибок, которые, я думаю, несомненно были). Удивило то единодушие, с которым все — левые, правые, средние, верхние, нижние — объединились против власти, приходу которой многие из них сами и способствовали.

Борется Владимир Осейчук, который вместе с Руцким добивался раскола КПСС еще летом 1991 года. А потом сам был этой властью как депутат облсовета и работник его аппарата.

Борется Владимир Кораев, который в том же году, сразу после путча, возглавил комиссию облсовета. Она, без особого, впрочем, успеха, пыталась расследовать поведение ряда должностных лиц в Тюмени 19-21 августа.

Борется Александр Верховский, который всегда называл себя демократом…

Может быть, они — сторонники демократии. Может быть. Но, видно, до тех пор, пока эта демократия гладит их по головке. А если повернется к ним своими естественными колючками, то они тотчас начинают вести себя, как широко известный зять, который готов вырвать себе глаз, лишь бы теще досадить.

Они добиваются, чтобы выборы в областную Думу были признаны недействительными. А тем самым даже слабые ростки представительной власти, хотя бы частично ограничивающей маховик власти исполнительной, не выжили.

Сегодня многие говорят о терпении. Сегодня многие говорят о согласии. Но, может быть, прежде надо отыскать терпение — в самом себе. И согласие — в своей же собственной душе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта