X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

А если это любовь?

Три дня в январе ваш обозреватель прожил очень хорошо, общался с воспитанными людьми, знающими и любящими свое дело, обедал всего за 1700 рэ (винегрет, суп, котлета с макаронами, чай с сахаром, вкусная пышная плюшка), вглядывался в лица нормальных детей и даже вьюношества — очень похожих на сверстников из кинофильмов 60-х годов о знаменитой школе при Новосибирском университете. Спасибо 57-й СШ, которая принимала нас.

Три дня я был нужен человечеству в масштабе Калининского района, его образовательной «епархии» (районного отдела народного образования — РОНО). Мои знания о культуре — классической и современной — были востребованы, со мной спорили, меня спрашивали, мне дарили свои идеи, свои уроки, свои эмоции и открытия в творческом диалоге поколений.

Три дня ваш обозреватель -доцент кафедры русской литературы Тюменского госуниверситета, профессиональный журналист и договорник «Курьера» — работал в жюри районного конкурса «Учитель года-95». Не смейтесь: трудовые будни -праздники для нас. Так это было. Никакой показухи, заорганизованности. Без грязного лоббирования и шумных истерик на публику, когда лажается свой кадр.

Понимаю. Вам нужны доказательства. А где вы видели руководящее лицо — главного специалиста РОНО В.Козлова — серьезно обсуждающего в перерыве с пятиклассником историю кавказских войн в России?! А второе, совсем главное, лицо (В.Поршнев) с остальным руководством ставившее оценки, ориентируясь прежде всего на ученическую реакцию, на действенность и творческий результат общения преподавателя со школьниками?!

А часто ли у нас в Тюмени просто учителя биологии встречают как рок-звезду — только не в силу правил игры и жажды примазаться к лучам славы своего кумира, а в силу того учения с увлечением, которое он устраивает?

Думаю, многим ясно без комментариев, что главным событием таких конкурсов становятся открытые уроки. Так вот, на этом все двенадцать претендентов работали с «чужими» учениками, правда, им дали пообщаться с ребятами один день. И знаете, как они решили, по-моему, самую трудную проблему — запомнить школьников? Были сделаны «именные» эмблемы — и нет проблем.

Все двенадцать уроков стали «педагогической поэмой» одного района. Победитель (С. Саулов, 57-я СШ, биолог) блистал в роли пред. экспертного совета, решавшего судьбу открытия заповедника с учетом экологических, социально-экономических и других факторов. Три «комиссии» учащихся спорили, защищали свои проекты, демонстрируя не только биологические знания, но и математические, географические…

О.Eрмакова (1-я СШ) играла математическими знаками с малышами куда интереснее, чем режиссеры диснеевских мультфильмов. E.Вешкурцева (2-е место, 14-я СШ) предложила первоклассникам урок развития мышления. Интегрированный жанр занимает E.Остаф (34-я СШ). Эта симфония наук о живой природе Тюменского края показала 1-му «Д» повадки и особенности жизни животных зимой.

Н.Смаглюк (3-е место, 57-я СШ, географ) тоже использовала, как и С.Саулов, ривинский метод коллективной творческой атаки на предмет своего урока. Суть в работе учеников в микрогруппах, каждая из которых стремится проникнуть в одну важную грань материала. Потом группы «докладывают» друг другу итоги своих студий, вместе осваивая всю тему. А тема? Вулканы, физическая география в 6-м классе. В финале юные вулканологи, жюри и болельщики были сражены. Из неведомых материалов возник острый конус, столь волнующий любого романтика жизни, побывавшего хотя бы на Камчатке. Миг — и загудело пламя, полетели вверх вулканические бомбы — фантастика, красота! — в рамках пожарной безопасности.

Хороши были уроки по информатике. Оформление школьных документов с помощью компьютеров показала М.Варакина (34-я СШ). Образно-математическое мышление малышей («Виды углов») развивала Н.Иванова (34-я СШ), которая пришла в школу после электротехнического института, увлеклась да и осталась работать.

Лозановскую методику суггестивного, двигательно-эмоционального и игрового освоения иностранного языка увлеченно демонстрировала Т.Нестерова (34-я СШ). Закрою глаза — и слышу песенку куклы Катрин из Берлина про белое пушистое чудо Pusch-Pusch…

Удачным было путешествие в природу нашей области (экскурсионно-познавательный метод) второклассников со своим «гидом» E.Горичевой (1-я СШ). Шерлок Холмс вмешался в урок химии И.Рыбниковой (57-я СШ), дабы «организовать» расследование со своими юными помощниками из 8-го класса — разгадать свойство применения в жизни людей некоего элемента, чьи следы остались на кусочках руд, фрагментах записей лабораторных чудаков. Медь мы заново открыли вместе, ибо и жюри не выдержало, примкнуло к творческим группам юных детективов.

Урок «Стихи-мелодия-портрет», в котором воедино слились слово, музыка, живопись, удачно провела Т.Козыцина’ (38-я СШ). И наконец, не побоявшись внешней строгости и абстракции литературоведческих обобщений, разгадывала на уроке специального курса символику библейских глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» О.Нарбут (49-я СШ).

Никого не хочу обидеть, ни на что не намекаю. Только у многих тюменских горожан образ учителя, увы, до сих пор связан с пожилой осанистой дамой, наглухо застегнутой со всех сторон, с командным голосом и скучным пересказом скучных страниц наших учебников.

Участники этого конкурса -все! — может быть, на эти три дня «дотянулись» до чеховских слов о человеке, в котором все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и мысли… Они были красивы, умны, остроумны, модно одеты, а главное — они нужны и’ любимы своими воспитанниками. Родители, запомните их имена, эти люди не только спрашивают, они учат.

Интересуюсь у руководителей РОНО (В.Поршнева, В.Козлова, З.Коржавиной и др.) — откуда это? «После того как мы несколько лет назад начали работать по собственной программе развития народного образования в Калининском районе, нашей главной целью стало помогать, а не мешать школе, творческому учителю».

Eще С. Киричук, будучи главой исполнительной власти в этом районе, дал В. Поршневу «карт-бланш» на формирование собственной «команды». Появилась своя социально-психологическая и диагностическая служба, активно осваиваются и сейчас новые методики обучения, дифференциальные формы оплаты труда.

К конкурсу социолог В. Абрамов сделал несколько замеров, составил специальную диагностическую карту на основе нескольких десятков профессиональных и личностных качеств деятельности претендентов, оцененных учащимися, коллегами (плюс самооценки). И она во многом совпала с результатами выступавших учителей. На данные этой карты все время ссылались конкурсанты, ибо они помогают им корректировать свою работу.

И чтобы вы совсем уж поверили мне, добавлю — на этапе, когда преподаватели рассказывали о своих кумирах в педагогике, я выделю для вас лишь один момент — реферат Т.Нестеровой о создателе вальдорфской педагогики Р.Штайнере.

Один из великих духовников XX в., создатель учения о человеке (антропософия), когда он раскрывался, постигая духовную тайну своего Космоса помощью особой системы воспитания. Решал проблемы искусств, педагогики, космологии, религии, медицины, автор театрализованных мистерий, архитектор, скульптор.

И вот эта «теория относительности» в педагогике была, понятно и глубоко, эмоционально и личностно изложена нам многоуважаемой Татьяной Юрьевной, кстати, преподавателем германского — родного для Штейнера — языка. Читали в подлиннике!

Было и грустно. Многие приемы мне хорошо знакомы, ибо еще в 60-е годы имел я честь примкнуть к новомакаренскому педагогическому движению. Вместе с И.Ивановым (у вы, покойным профессором, новатором) еще тогда шлифовали мы многие энти штуки. Штойнер -хорошо, но и Игоря Петровича забывать не надо, не в се еще сокровища коллективной организаторской и творческой деятельности в учебном процессе стали достоянием 90-х. Берите, мне не жалко. Я еще смогу…

А вот и сообщение «Радию России», кстати. В Рязани закончилась большая междунродная конференция по европейским инновациям в современной педагогике. Западные эксперты из комиссии Eвропейского Союза по образованию опять чешут затылки. И что это за страна — Россия?! Смута, падение всего и вся, чеченский бой, денег нет на самое-самое в школах, а у них тут такие уникальные педагогические методики, что есть смысл закупать патенты.

Господа из Страсбурга! Милости просим в Тюмень, в Калининский район, на конкурс уже будущего года…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта