X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Чебурашка мог бы сослужить службу

Из полутора сотен тюменских гаражных кооперативов — «Моторов», «Ритмов» и «Меридианов», — выделяется общество с необычным названием «Чебурашка».

В открытых источниках датой его создания указывается 1998 год, однако следы «Чебурашки» обнаруживаются гораздо раньше: в номере «Тюменского курьера» за 17 декабря 1994 года сообщается, что гаражный кооператив «Чебурашка» самочинно отрезал выход с улицы Энергетиков на улицу Мельникайте, превратив ее в тупиковую. Горожане возмутились, что у них хотят украсть улицу, о чем и написали на бетонной плите забора. Но со временем смирились и привыкли обходить гаражи по узкой тропке.

Откуда пошло и кто придумал название «Чебурашка», председатель кооператива Петр Сурель уже не помнит: говорит, кооператив создавался в конце восьмидесятых годов. Сегодня участок, на котором расположены автомобильные боксы, отмечен на публичной кадастровой карте, обозначена его площадь — чуть больше восьми тысяч квадратных метров. Странно, а он кажется совсем небольшим -два продольных и три поперечных ряда. Eсть и отдельно стоящие гаражи из бетона с модными рулетными воротами, открывающимися с пульта.

Пара машин, явно брошенные, сторожа в сторожке нет (говорят, проходит реабилитацию после ковида), на стене график, из которого ясно, что правление ведет прием по понедельникам и пятницам с четырех до шести часов вечера. Зато полно объявлений с предложениями от желающих купить или взять в аренду гараж. Уж очень удобное место.

Оксана Корнеенкова

Eсть, однако, у кооператива и проблемы. Узнать всю подноготную сейчас очень легко: много ресурсов платно или бесплатно готовы поделиться информацией, что дела у кооператива идут с переменным успехом. Eсть кредиторская задолженность, а вот дебиторскую (должен не кооператив, а его члены ему) удалось уменьшить: с 862 тысяч рублей в 2016 году до 47 тысяч в 2020 году.

А в прошлом году правление судилось с региональным оператором из-за вывоза мусора. Ну, как судилось? Пыталось оспорить исковые заявления ТЭО по неисполнению «Чебурашкой» обязательств. Правление ссылалось на отсутствие договора; раз нет договора, значит, оно никому ничего не должно. Областной арбитражный суд исковые заявления ТЭО удовлетворил и разъяснил, что собственник обязан заключить договор. Последнее заседание прошло в октябре. Сумма к взысканию -36,7 тысячи рублей.

Тем не менее, территория кооператива не выглядит замусоренной. Может, здесь собрались высококультурные автомобилисты, аккуратно прибирающие за собой. Нет стертых покрышек и всего прочего, что автовладельцы любят выкидывать за забор.

Оксана Корнеенкова

Первоначально на участке планировалось чуть больше двух десятков боксов, а сейчас их 158. Впрочем, часть из них числится уже за «Чебурашкой-2». Второй кооператив открыт здесь же в 2013 году.

— Эти кооперативы не самые удачные с точки зрения инвестирования, — считает Артем Воробьев, специалист по инвестициям, -цена бокса здесь изначально высокая. А гаражное инвестирование эффективнее при минимальной сумме входа. С этой позиции выгоднее подыскать вариант в новых районах. Там их немного, в основном подземные паркинги.

Вложение в гараж окупится, считает Воробьев, но придется подождать от трех до пяти лет и следить за рынком недвижимости. Можно сдать в аренду частным лицам, где они будут хранить свою машину. Либо компаниям для тех же целей, либо предпринимателям, которые занимаются обслуживанием и ремонтом автомобилей. Но могут воспротивиться соседи, которым будут мешать суета и шум. Это же ограничивает возможность сдать гараж в аренду для производства чего-либо. К примеру, столярных изделий.

При покупке гаража помимо района, близости домов, дорог, Воробьев советует выбирать недорогие варианты — до 150 тысяч рублей, в хорошем состоянии, иначе сложно будет найти арендатора. Eще важны электричество, охрана и оборудование (как минимум стеллажи). Очень важно, чтобы строение было расположено в гаражном кооперативе. Это гарантия безопасной сделки.

Eсли инвесторы смотрят на гаражи как средство для вложения денег и получения прибыли (на то они и инвесторы, впрочем), то популярность гаража как места хранения автомобиля стремительно падает. Машины прекрасно ночуют и во дворах, а гаражи превращаются хозяевами в склад не нужного дома барахла. Так гаражные кооперативы оказались тупиковой ветвью эволюции городской недвижимости. Ведь на месте того же «Чебурашки» мог бы быть проезд, соединяющий улицу Энергетиков с улицей Мельникайте, а может, даже и сквер. Что сделало бы район более комфортным и приятным.

Урбанисты тоже считают гаражные кооперативы приметой постсоветских городов.

— Зачастую они занимают огромные площади чуть ли не в центре города или в местах, где напрашиваются парковые зоны, — рассуждает руководитель отделения городских проектов в Тюмени Аркадий Каюгин. — Они плохо вписываются в современную городскую среду и просто выключают большие пространства из ткани города. Было бы неплохо их ревитализировать, оживить. При этом не обязательно сносить — есть разные примеры, когда бывшие гаражи превращаются в арт-пространства. Но все эти идеи упираются в права собственников. Сейчас начинает работать закон о комплексном развитии территорий, который, возможно, позволит решить эту проблему.

***
фото: Вид на «Чебурашку» со сторожки; Под гаражами проложены теплосети; Кооператив с историей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта