X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Творчество как реставрация души.

Старинные дома в нашем городе до сих пор носят имена своих хозяев: дом Буркова, дом Колмакова, дом Шайчика, дом Жернакова… Сегодня обывателю узнать, кто купил тот или иной памятник старины, затруднительно. Это большой секрет, как когда-то атомная бомба!

А ведь все должно быть наоборот. Горожане должны знать, кому доверено сохранять и лелеять красоту Тюмени. Слава человеку, который купил то, что осталось от бывшей типографии, а прежде — городские торговые ряды! Купил и восстанавливает, а мы радуемся вместе с ним. Реставрационные работы недавно начались в доме Замятина на улице Первомайской, ведутся они и в двухэтажном кирпичном доме под номером 37 на улице Советской, построенном в начале XX века, а в 2004 году получившем статус выявленного объекта культурного наследия.

«Отношение горожан к новому владельцу должно быть благожелательным, — считает главный редактор «Тюменского курьера» Рафаэль Гольдберг. — Он же не разобрал памятник и не увез его в свое поместье, чтобы в одиночку радоваться сокровищу. Все останется в городе. Для города».

А почему бы главе города не пригласить к себе нынешних владельцев-реставраторов жемчужин тюменского зодчества, спросил господин редактор Руслана Кухарука. Проявить, так сказать, к ним свое уважение? Узнать, какие у них проблемы, какие планы?

— Это очень хорошая идея, очень хорошее предложение, — оценил Руслан Николаевич. -Мы, конечно, видим проблемы. Законом определены довольно жесткие сроки на разработку документации, на экспертизу. Не все успевают в эти сроки. И мы видим завешенные тряпочкой фасады, которые продолжают разрушаться. Иногда это невозможность реализовать объект по финансовым или административным причинам… Наверное, у собственников зданий есть причины избегать публичности. Но идея наградить общественным признанием тех, кто проект завершил, — замечательная идея.

…Этот разговор состоялся в конце декабря 2019 года (полностью текст интервью вы можете прочитать в номере за 27 декабря 2019 года, он доступен на нашем сайте), а спустя пару месяцев началась пандемия, и всем стало немного не до того.

Но процесс реставрации продолжался и продолжается. И мы не забыли и о другой хорошей идее — дополнить мемориальные таблички на памятниках старины информацией, на чьи деньги они отреставрированы. Мы приготовили первую такую табличку, пусть пока в виде газетной публикации.

Ведь газетная публикация — тоже документ для истории.

Сергей Вобликов, директор компании «Капитал-стройинвест», называет себя тюменцем в третьем поколении.

Здесь родились и выросли его родители, бабушки и дедушки. Здесь сформировалось его представления о прекрасном, которое сейчас трансформировалось в увлечение реставрацией памятников историко-культурного наследия. Теперь он выкупает и на свои средства реставрирует старые особняки. Eго компания спасла от гибели флигель, когда-то входивший в усадьбу гласного городской думы Дмитрия Барышникова. В реставрацию этого здания на улице Осипенко, 21 вложено около 13 миллионов рублей.

Отреставрирована первая в городе электростанция (улица Госпаровская, 33), построенная в 1893 году купцом Иваном Игнатовым, основателем и владельцем Жабынского механического завода. Понемногу обретает новый-старый вид краснокирпичный двухэтажный дом на улице Советской, 37. Недавно Сергей Вобликов купил на аукционе двухэтажный деревянный дом Плотниковых по улице Госпаровской, 29.

Юлия Кононова, Алиса Абрашина и Денис Моргунов

— Вырос я в районе, который когда-то назывался Тычковка, позже там построили кинотеатр «Победа», — рассказывает Сергей Александрович. — Именно там находятся улицы Госпаровская, Пароходская. Нам казалось, что мы живем в самом красивом районе города. Места здесь были тихие, дома утопали в зелени. Сейчас многие мечтают жить в зоне малоэтажной застройки, а для нас тогда это было само собой разумеющимся. Сейчас бы сказали, что у нас -коттеджный поселок, правда, с удобствами во дворе. Рядом -река, спустился по двум горкам — и уже на берегу, что еще для счастья пацанам надо? Соседи жили как одна семья, помогали друг другу. То, что сейчас пытаются возродить в виде соседских центров, в нашем детстве уже было. И то, что пытаются сохранить в виде памятников деревянного зодчества или памятников культуры, было нашим миром. Большая часть домов на улице Пароходской, построек дореволюционных времен, уже снесена.

Недалеко от их дома на улице Пароходской стоял старый крашенный желтой краской покосившийся дом. Первый этаж у него был кирпичный, второй — деревянный. Сергей Александрович не знает, была в том здании какая-то историческая или культурная ценность, но хорошо помнит, что ему почему-то очень нравилось его рассматривать.

Папа был крановщиком, мама работала продавцом. Сергей в детстве увлекался спортом, борьбой, во дворе играл в футбол. Район считался не самым благополучным, надо было уметь себя защищать. Творческие люди в их подростковой среде считались слабаками.

Профессию он выбрал практичную, поступил в строительный институт, но со временем почувствовал, что более всего ему хочется восстанавливать старые здания, чтобы сохранить их для детей, чтобы они могли увидеть мир, где прошло его детство. Детские воспоминания, считает он, повлияли на его увлечение реставрацией.

— Сейчас иногда действуют по принципу: сначала снесем, а потом будем из руин или по чертежам восстанавливать, — сетует Вобликов. — На примере старой Зареки это хорошо заметно. Там раньше была интересная квартальная застройка, которая дошла до наших дней, но теперь она исчезает. Или вот другой пример: на улице Осипенко, 27 стоял так называемый дом речников, он гармонично смотрелся в комплексе с остальными зданиями. У него была архитектура, которую я называю финской — скупая на детали, лаконичная, но тем и заметная (для русского стиля характерна большая насыщенность декоративными элементами). Но привести в порядок его не успели, не было еще программы и механизмов, как сохранять такие дома. Хотя, думаю, что ему можно было бы дать вторую жизнь. Впрочем, с каждым годом в городе все больше делается для восстановления памятников архитектуры.

Я вообще пришел к выводу, что творчество — самая крутая вещь, резюмирует Вобликов. Как оно появляется в жизни каждого человека — загадка, но активирует какие-то ранее не известные и тебе самому качества. Как будто дом, который когда-то и кем-то построен, вдруг по-новому открывается миру.

***
фото: Дом на улице Госпаровской, 29; электростанция Игнатова (ноябрь 2021 года); «Капиталстройинвест» выступает подрядчиком на реставрации дома Замятина по улице Первомайской; кирпичный дом на улице Советской, 3;Сергей Вобликов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта