X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Парадокс Тесея

Реставрация объекта культурного наследия, дома мастера деревянной резьбы Привалова на улице Кирова, продолжается. Хотя на информационной табличке речь идет о строительстве. А специалисты говорят, что здание реконструируют.

Например, новые наличники на доме Привалова сделаны по образцу и подобию подлинных, но из свежего дерева и без использования оригинальных элементов.

Они красивые и блестят, но не имеют никакого отношения к старине. Что рождает вопрос: может ли памятник старины, сделанный заново по образцу и подобию, считаться объектом культурного наследия?

Eсть такой известный парадокс, именуемый парадоксом Тесея. Корабль, на котором плавал древнегреческий герой, вернулся с Крита после победы над Минотавром, его соплеменники сохранили и затем раз в год использовали для священного паломничества. Но перед каждым плаванием чинили, заменяя старые доски новыми. Со временем судно оказалось полностью обновленным. А среди философов возник спор: если все составные части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же объектом?

Для стороннего наблюдателя ответ неочевиден.

— Реставрация и реконструкция -разные понятия, — говорит мастер по деревянной резьбе, реставратор Святостлав Шитов, — далеко не одно и то же. Когда в доме 10 на улице Кирова произошел пожар, с него сняли наличники. Они немного обгорели, но резьба сохранилась, образец есть у меня. Сами наличники хранятся в запасниках музея Словцова. Пожар уничтожил крышу и часть второго этажа, сруб стоял открытым несколько лет. Потом его лишь частично использовали при восстановлении.

Мы описывали этот процесс: как сруб раскатывают по бревнышку, нумеруют, и каждое бревно проходит дефектовку, определяющую степень его пригодности. Непригодные заменяют новыми. Иногда непригодными оказываются все.

Но существует ли норматив, некий процентный минимум подлинности, несоблюдение которого может стать основанием для исключения дома из реестра объектов культурного наследия? Этот вопрос мы задавали Владимиру Силантьеву, академику академии архитектурного наследия, члену союза архитекторов России, члену Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС, директору научно-производственного объединения «Сибспецстрой-реставрация» (это было его последнее интервью).

Минимума или максимума подлинности не существует, сказал тогда Силантьев. Так ставить вопрос некорректно.

— Предмет охраны есть у каждого объекта, — пояснил Владимир Александрович. — Это истинный предмет, который до нас дошел. Это незыблемость, которую мы должны сохранить. Eе нельзя изменить, нельзя поменять на более прочную железобетонную конструкцию, если она деревянная. Нельзя увеличить или реконструировать. Это запрещено законом. Eсли мы идем на изменения перекрытий, значит, они настолько сгнили или повреждены, что их необходимо менять.

…Дерево — недолговечный материал, но продлить его жизнь все равно можно, считает Святослав Шитов. Оригинальные элементы имеют защитный слой из смолы, живицы, но можно напитать их воском, с таким консервантом древесина сохраняется на столетия.

Конечно, это дольше и дороже, чем сделать новые элементы. Наверное, поэтому владельцы памятников старины все чаще прибегают к 3D-моделированию.

— Посмотрите на дом номер 30 по улице Дзержинского, — рассказывает Святослав Вадимович. — Там сняли защитный слой XIX века и покрыли древесину дешевой краской, которая после первой зимы облупилась. Дерево без защиты гниет!

Какие-то элементы могут быть новыми, но, будьте добры, при восстановлении используйте подлинники и не отходите от оригинала, говорит Шитов. Так делали в усадьбе Колокольниковых и других домах, где действительно сохраняется очень много подлинных элементов. Eсли это будет повсеместная практика, то будет поводом для гордости.

— Сейчас развивается туризм. Тюменское деревянное зодчество используется в рекламных целях для привлечения туристов в наш город. И они едут. Несколько туркомпаний вышли на меня, чтобы я проводил экскурсии по памятникам старины. Наша резьба интересна путешественникам. Сейчас вот снова группа собирается. Eдут в первую очередь за историей, за самобытностью. Тюмень открывается с другой стороны: это не только столица нефтяного края, но и первый российский город Сибири, в котором есть живая история — в том числе и наши еще сохранившиеся уникальные дома.

Святослав Шитов считает: чтобы наследие сохранить, необходимо взращивать профессиональных реставраторов. В его видении это может быть программа или проект по созданию школы реставраторов.

— Школьники, ученики колледжей, студенты. Я работаю с практикантами, недавно на практику приходили ребята из колледжа. Поручил им расчистку деталей XIX века. Они получили уникальный опыт и представление о профессии. Их можно командировать в реставрационные мастерские Нижнего Новгорода, Суздаля. Чтобы они потом не только сами занимались реставрацией памятников, но и входили в состав контролирующих структур по охране памятников.

***
фото: Дом № 10 на улице Кирова начали реконструировать в сентябре 2019 года, его восстанавливают методом переборки. Закончить работу планируют к 30 июня этого года.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта