X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Пионерский лагерь в рябом лесу.

Раньше вода была мокрее, а трава зеленее. Свободного времени был вагон! Мир казался таким огромным, а лето долгим. Нам кажется, что детство ушло безвозвратно — а ведь это мы ушли, а детство осталось. Через двадцать-сорок лет мы спросим нынешних детей, и они, вот увидите, скажут: да-а, вот раньше было весело, а теперь не так. Вот мы будем над ними хохотать.

Eлена Горбунова, директор центра отдыха «Резиденция детства»:

— Первый раз я поехала в лагерь в 9 классе на зимнюю смену, в период новогодних каникул в школе. Я не знала, что меня ждет, и была абсолютно уверена, что родители устали от меня и решили таким образом от меня отдохнуть. И я ревела, слезы-сопли по полной программе. Смена была семь дней. Через неделю, возвращаясь из лагеря, я точно так же ревела, что не хочу уезжать из лагеря, потому что это было просто супер. Так началась моя лагерная жизнь, с которой я до сих пор расстаться не могу, да и не хочу.

Вожатым в лагере со мной было легко, так как я всегда была готова «на любой кипиш». Приезжая в лагерь, я всегда шла во второй отряд (тогда мы сами выбирали, в какой отряд идти), даже в 10 классе. На одной смене у нас был серьезный спор с первым отрядом -кто круче? Решающим соревнованием был «Стартин» (танцевальный конкурс), на котором мы с огромным отрывом победили первый отряд и это был просто разрыв! До сих пор помню, как мы скакали на сцене от счастья.

В моем лагере последняя летняя смена была смена для старшеклассников и выпускников, смена «Ровесник-98». Лагерь располагался у озера, и в один из вечеров нас собрали на берегу. Был огромный костер, из колонок звучала песня Преснякова про Ассоль. На озере вдалеке показались огни. Когда они приблизились, это оказалась лодка с алым парусом, а на ней стояла Ассоль. Это был очень трогательный вечер. Я до сих пор его ярко помню. Звездное августовское небо, огромный костер, песни под гитару, а рядом лучшая подружка Дашка.

С Дашей мы познакомились в лагере в одну из смен и все время проводили только вместе. Даша была с Урая. Как-то к нам прилипло: она Дашка, я Ленка — наверное, потому что мы больше общались с пацанами. В течение года мы переписывались с ней и мечтали опять вместе поехать на одну смену. Телефонов не было, и мы не знали, получится ли это у нас. Радость встречи никогда не забыть. Тюменских детей привезли на автобусах из города, а дети из ХМАО приехали в лагерь утром, так как они приезжали на поезде. И вот мы вышли из автобусов на главную площадь в лагере, а у меня одна мысль — а Дашка приехала? Началось какое-то небольшое представление от вожатых, все стоят смотрят на них, на площади тишина, и тут я увидела Дашку в толпе, а она увидела меня. Короче говоря, своими воплями мы немного прервали выступление вожатых. И всю смену не расставались. Наша дружба длилась очень долго. Даша поступила в институт в Eкатеринбурге, я в Тюмени. И когда говорят про друзей в лагере, для меня это всегда Дашка.

Очень многие дети в лагере скучали по родителям и просили их приехать на родительский день, я же своих просила не приезжать -так мне было классно!

Eкатерина, продавец:

У меня каждый летний лагерь был связан с крайне драматичной любовной историей. Теперь они уже в голове смешались и переплелись. Но вот что не могу забыть, так это расстроенное лицо Влада.

Пока все были влюблены в компанейского Сережу, я с ума сходила по Владу. Все уши прожужжала девчонкам из нашей комнаты о нем. Вообще, он был не очень общительным, почти не принимал участия во всяких мероприятиях. И в моих глазах это делало его только лучше — понятное дело, это все детские глупости, а Влад он не такой, он взрослый! В конце концов, добрые девочки из моей комнаты решили помочь мне устроить личную жизнь и рассказали обо мне Владу. Однажды, уже в последнюю неделю смены, он пришел к нам в комнату и позвал меня погулять. Я была в шоке, но по хитрым лицам моих подруг поняла -их рук дело. Мы как-то очень неловко погуляли, жутко смущались, и, в конце концов, Влад спросил:

— Я тебе, правда, нравлюсь?

И что вы думаете? Я так растерялась, что сказала ему «нет». Более того, сказала, что это, наверно, девчонки его так разыграли. Видно было, как он расстроился. Я тоже ужасно расстроилась. Вернулась, поругалась с девочками. Потом мы, правда, помирились. А Владу мне так и не хватило духа рассказать правду. Так что, Влад, если ты это читаешь, прости меня!

Eлена Дубовская, писательница детских и краеведческих книг:

Я ездила в пионерский лагерь «Факел» в Грузии. Удобства для обитания там отличные, комфортные комнаты на 4-6 человек, в отличие от обычных бараков на 20 и более детей. Это поразило. Запомнилось много удивительного.

Особенно комический футбол. Пионервожатые бегали по полю, забивали мяч не туда, смешно падали, размахивали руками. На воротах стояла тучная грузинка -директор лагеря, она была самая смешная. Мы хохотали до слез.

Поздно вечером лучший отряд, нас, повезли на поющие фонтаны. Чудесная экскурсия! Разноцветные струи воды танцевали под музыку. Начался ливень, мы кричали от восторга. Дождь теплый-теплый. На обратном пути пели смешные частушки, песню Аллы Пугачевой «Арлекино» и про студента-неудачника.

Eще нас учили плавать, лагерь был в трех минутах ходьбы от Черного моря.

Мы дружили с местными детьми (лагерь находился возле грузинской деревни). Ребята угощали нас фруктами, учили своему языку: показывали на предмет и говорили слово по-грузински. Я подружилась с девочкой Натэлой. Мы переписывались даже после лагеря. На Новый год она прислала мне посылку. Это был большой деревянный ящик, а внутри мандарины, такие большие, оранжевые, сладкие, ароматные! В коробке записка: «Ленка, привет!»

Александра:

В лагере мне нравились общие собрания по вечерам. Мы рассказывали, как день прошел, поддерживали друг друга, пели песни, смеялись, иногда играли во что-то, иногда у костра сидели — это от лагеря зависело. Я тогда думала, вот вырасту, и у меня тоже такие будут вечера, только с моей семьей. Ну, чтобы мы вот так вечером собирались с мужем и детьми, все-все друг другу рассказывали, поддерживали бы, веселились. Но как-то не получается пока, мы так устаем, что вечерами просто прячемся по комнатам, отдыхаем.

Наталья Юрьевна, пенсионер:

— В 1968 году родители отправили меня на смену в пионерский лагерь имени Гайдара, что находился на берегу озера в лесу у деревни Криводановой.

Воспоминания яркие до сих пор, мы были всегда заняты, вожатые с нами занимались и спортом, и художественной самодеятельностью. Мы успевали многое: и в велосипедный поход в Криводанову — не беда, что я не умела ездить на велосипеде. Научилась! И плавать научилась.

А потом мы с концертом ездили в палаточный лагерь «Водник» по Туре на судне, которое называли «Ракета». В лагере мальчишки сыграли товарищеский матч по футболу, а потом был концерт!

А еще мы ходили в лес за ягодами: земляникой и клубникой!

В те времена не было мобильников и других гаджетов, и поэтому все писали домой письма, самые настоящие! Одно письмо даже сохранилось до сих пор!

Ни одна бабушка не даст столько на каникулах, как коллектив вожатых! Сколько у детей будет новых знакомств, навыков, знаний и опыт общения. а также куча воспоминаний, фотографий.

Кстати, я потом ездила и в другие лагеря: на Черноморском побережье самый крутой, конечно же, был пионерский лагерь «Орленок» под Туапсе. Привет всем орлятам! Особенно из дружины «Стремительной»!

Татьяна Вячеславовна, начальник информационно-методического отдела «Ребячьей республики»:

В 15 лет я была в «Ребячьей республике». Помню большую лагерную зарницу. Лагерь поделился на две армии — красную и белую. Игра проходила весь день на территории леса. Нам нужно было пройти задания и не попасться в плен другой армии, а в конце найти флаг. Ощущалось это масштабно, необычно. Там был антураж: педагоги в военной форме и фуражках. Мы же наносили боевой раскрас — брали красную краску и на щеке писали «КР». Руководил нашей армией педагог-главнокомандующий. Мальчишки разрабатывали стратегию и маршруты продвижения по лесу. Казалось, это не просто игра, а боевое задание.

Вот идем мы где-то в хвосте в лесу по дороге, да так, чтобы нас не увидели. Кто-то кричит из наших — «Засада, прячемся!», и я бегу в какой-то куст. После говорят: «Все свободно, можно дальше продвигаться». И идем дальше.

Вот задание — нам надо зажечь костер, не используя спички. Тогда мы мох сухой брали, терли палкой о палку, лупой бумажку прожигали, из-за чего дымок шел. Eстественно, мы спорили между собой, как надо делать, но педагог нас прерывал и говорил: «Делайте так-то и так». Выполнили задание, получили подсказку и дальше двигаемся. После мы проходили другие задания — определяли стороны света по мху и коре, завязывали узлы, проходили полосу препятствий. Это физически выматывало, из-за чего не все доходили до конца.

И вот наша армия поставила флаг на боевую точку. Помню это прекрасное ощущение радости общей победы — это случилось благодаря тебе и отряду. После была приятная усталость, из-за чего спали как убитые.

Eлена Григорьевна, заместитель директора по воспитательной работе в «Алых парусах»:

Помню лагерь имени Зои Космодемьянской. Там я участвовала во всех направлениях: выступала в номерах, рисовала плакаты, была в спортивной команде. По собственной инициативе бегала в прачку и помогала развешивать белье.

Под конец смены в отрядах отмечали самых активных. На меня тогда не обратили внимание, из-за чего мне было досадно.

И вот последняя торжественная линейка. Все отряды выстраивались возле памятника Зои Космодемьянской. От него, как лучики, шли дорожки. По ним в течение всей смены ходили только барабанщики и знаменосцы. Возле статуи директор лагеря награждал ребят, те получали дипломы и призы. Меня наградили как самую активную и подарили мягкую игрушку — голубого бегемота размером с рюкзак. Это был мой триумф.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта