X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Уничтоженная «чайка»

В стране плановой экономики даже служебные автомобили распределялись согласно значимости начальника. Высшая знать ездила на 114-х «ЗиЛах», мелочь довольствовалась «волгой» «ГАЗ-24», а среднюю обслуживала «чайка» «ГАЗ-13».

Вообще, «ГАЗ-13» скопирована с американца «паккард-карибиен» 1955 года. Для тех времен «чайка» смотрелась очень внушительно и солидно. Но к началу 70-х на фоне советской архитектуры, лишенной Хрущевым всяческих «излишеств», «чайка» со своими округлыми линиями и добрым центнером хрома выглядела архаично и даже аляповато. Конструкторы ГАЗа получили соответствующие указания.

Eсли верить литературе, первые «чайки» «ГАЗ-14» были собраны в 1977 году и приурочены, в соответствии с тогдашними традициями, к 60-летию Великого Октября. Но на самом деле первый владелец у машины появился годом раньше. Это был большой, во всех смыслах, автолюбитель дорогой Леонид Ильич. «Чайка» с порядковым номером «1», темно-вишневого цвета, была подарена ему на 70-летие.

Машина, кстати, по тем временам имела передовую конструкцию. Впервые в советской автопромышленности использованы дисковые тормоза на передних колесах, электронное зажигание, гнутые боковые стекла, струйные омыватели фар и еще кое-какая мелочь. Интересна конструкция дверей, они открываются вместе с порогом. Теперь важной особе не только было удобно садиться, но и запачкать штанины стало просто невозможно.

Все модели красили только в черный и серый (кабриолет) цвет. Машина в свое время считалась стильной. Тогда во всем, начиная с архитектуры и заканчивая цветочными горшками, царствовал квадратно-угловатый стиль. Нарисовал «чайку» молодой дизайнер Станислав Волков, он же придумал её интерьер. Позже Волков стал автором дизайн-проекта «газели».

Двигатель был под стать габаритам. Пятилитровая У-образная восьмерка, оборудованная двумя карбюраторами, выдавала 220 «лошадей». Несмотря на вес в две с половиной тонны, машина разгонялась до сотни за 15 секунд. Максимальная скорость 175 км/ч, что для шестиметрового лимузина вполне достаточно. Удивительно, но этот монстр поглощал всего 16 литров бензина на сотню.

В 1982 году появились кабриолеты «ГАЗ-1405». Они служили военным. На таких машинах принимали всевозможные локальные парады там, где «ЗиЛ» было использовать не по рангу. Один из кабриолетов подарили нашему другу Фиделю Кастро. Eще одна «чайка» оказалась во Вьетнаме. На её базе сделали холодильник — для перевозки забальзамированного тела местного вождя Хо Ши Мина. Рамная конструкция позволяла вносить любые изменения.

Все бы хорошо, но в 1988 году началась очередная борьба. На этот раз с привилегиями. Под горячую руку Михаила Сергеевича Горбачева попала и «чайка». Сначала запретили её использование, всех пересадили на «волги» «ГАЗ-3102». Затем в угаре борьбы сняли «чайку» с производства. И не просто сняли: была уничтожена вся технологическая оснастка и рабочая документация. За всю историю автомобилестроения это единственный случаи государственного вандализма. Брежневская «чайка» под номером один уничтожена показательно, а ведь место ей — в музее.

В 1996 году техсовет ГАЗа обсуждал возможность «реанимации» лимузина. Но не осталось никакой документации. Повторная разработка признана экономически нецелесообразной. Возрождения не состоялось.

Всего было собрано 1114 машин. Одна из них осела в Тюмени. «Чайка» «ГАЗ-13» была подарена тогдашнему первому секретарю обкома партии Борису Щербине, хотя подобная машина была ему не по рангу. На «чайках» разъезжали министры и республиканские лидеры. Затем Щербина ушел, пришел Богомяков, а традиция осталась: взамен устаревшей «тринадцатой» поступила новая «ГАЗ-14». Позже её отдали тюменскому Дворцу бракосочетания, а еще позже она осела в чьих-то ловких частных руках.

Любители автоэкзотики еще могут найти «чайку»: например, недавно в Интернете на аукцион была выставлена подобная машина. Даже цена вполне приемлемая — девять штук баксов. Не так уж и дорого для музейного экспоната.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта