X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Хорошее настроение на целый сезон

?Именно так подействовало на зрителей и театральный бомонд открытие юбилейного, 55-го, творческого сезона в тюменском театре кукол и масок. Получился настоящий праздник — волшебное воскресенье с хороводами и играми в фойе, чудесной премьерой сказочного путешествия в град небесный Канакапури над Индостаном. Где только три месяца весна, а остальное — лето.

День завершился чествованием наших мастеров сцены, оригинальными джазовыми импровизациями великолепной Инги Лударевой, вручением подарков и призов. Собравшихся приветствовал председатель тюменского отделения Союза театральных деятелей, заслуженный артист РФ Владимир Орел… энергичным исполнением русских романсов.

Премьере предшествовало запоминающееся ревю открытия с доброй феей, фейерверком и радостными криками юных зрителей, поскольку волшебная палочка трудилась беспрерывно, оживляя на сцене персонажи лучших спектаклей театра. По задумке Ольги Линенко (музыка) и Натальи Явныч (действие) в мини-ролях блеснули и начальники. Директор театра Николай Пустыльников — «С царем!» — похвалил коллега из театра драмы и комедии Владимир Коревицкий. Это он про куклу Царя. Зав. литературной частью Татьяна Осколкова и педагог-организатор Любовь Чмутина тоже не подкачали, как и все цеха и мастера постановочных дел.

Под знаком праздника прошло обсуждение премьеры мифологических чудес по мотивам индийского эпоса, поставленных режиссером Вадимом Дегтеревым по пьесе Людмилы Улицкой «Канакапури». Кстати, я был радостно огорчен большой толпой родителей с чадами, жаждавшими лишнего билетика, на площади перед театром.

Обсуждение вылилось в коллективную рецензию.

Анна Николаева (облкомитет по культуре): открытие сезона стало праздником. Eго украсили детский фольклорный ансамбль, добрый и неожиданный спектакль. Много удивительных находок — замена традиционного рассказчика диалогами в стиле театра теней, танцевально-песенный пролог с лукавой игрой в медитацию и полет больших птиц в небесный град. В темном хаосе ночи их светящиеся силуэты рассекали сцену и зал, словно захватили не только храброго юношу Шактивегу (выразительный образ артиста Юрия Федорова), но и всех зрителей.

Спектакль удался, есть ощущение свежести, новых способов существования актеров. Некоторые шероховатости в сценической речи и работе с куклой не снижают впечатления. Заметен прогресс прошлогоднего дебютанта Романа Явныча, органично переходившего от роли Царя к ролям черного демона Ракшаса и Ханумана.

Почетный директор театра заслуженный работник культуры Раиса Рогачевских: познакомившись с текстом пьесы, засомневалась в выборе материала. Зачем сегодня нам в Тюмени эти далекие от нас параиндийские мотивы? Но открылся занавес, ожили куклы, засияла сценография талантливой жрицы нью-арта Ольги Трофимовой… И увлекла красота зрелища, потом зазвучали добрые мотивы индийских сказок, цитаты из знакомой нам «Несмеяны». Куклы получились выразительными и игровыми, что важно для актеров, их индивидуальности. Работа радует, добрый, светлый и чистый спектакль, хороший шаг в юбилейный сезон.

Главный художник Сергей Перепелкин: прекрасно показал себя тандем режиссера Дегтерева и сценографа Трофимовой. Зная их склонность к авангардным решениям, закодированным формам, можно было ожидать экспериментальный спектакль. Но, слава богу, традиции осовременены бережно, новое «говорит» внятным сценическим языком. Зрелище красивое, духовно наполненное, доброе и поучительное.

Иронический план диалога сценических героев и зала подан с улыбкой, ведь театр лишь играет в великую мифологию Индостана, прививая ее к родным просторам.

Директор театра Пустыльников, подводя итоги обсуждения, напомнил, что стилизация как основной художественный ход -давняя добрая традиция труппы, и на этот раз она не подвела. От дел творческих и общих поздравлений с успехом премьеры директор плавно перешел к финансам и материальной части. Но сегодня не будем про проблемы. И тут есть хорошее — возможно, к ноябрю театр укроет добротная крыша из металлочерепицы.

Мне осталось рассказать про ту радость творческого общения, на которую столь щедр театр. Про дуэт Царя и Царицы (четкий рисунок и обворожительная пластика артистки Альфии Загретдиновой), измученных слезами своей принцессы-несмеяны Канакарекхи. Eе играет Зинаида Береговая. Нова и интересна трактовка. Сердечна и тепла манера. Ибо измучены-то родители, а мы видим романтическую мечту о счастье, о золотом Лотосе, дарующем свет и любовь. И плач — как песня, как зов о помощи. В предвкушении встречи с возлюбленным, героем-победителем злых сил.

Новый подъем в творчестве у мэтра Василия Лазарева. Стоило ему появиться с тележкой Казначея, как юный зритель оживился, зарадовался. Было чему. Во-первых, Лазарев катал туда-сюда самый большой (больше слона!) алмаз в мире, во-вторых, впервые мастер общался с коброй. О этот Лазарев-искуситель!

Давненько не пинала священные доски легендарной сцены Людмила Удалова, занятая теперь оргделами труппы. И вот оно — явление из золотых сезонов 70-х. Чарующая магия голоса и мощная энергетика игры в ролях Брахмана и служанки Джобалы.

Как всегда на высоте и в ладу с приключениями сюжета музыкальные изыски Ольги Линенко и богатая на фантазию пластика Алены Баклановой. Пластика на этот раз не «фонила», а стала еще одним героем премьеры. Премьеры, поднявшей настроение и детям, и взрослым. Залогом успеха нового юбилейного сезона.

***
фото: Открытие 55-го творческого сезона в театре кукол и масок;Режиссер-постановщик Вадим Дегтерев;Cцена из спектакля;Благодарные зрители

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта