X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Ученый, коллекционер, фотограф

В шестидесятых и семидесятых годах прошлого века в старых кварталах Тюмени можно было встретить не совсем обычную немолодую супружескую пару.

Он небольшого роста, худощавый, через плечо на ремешке фотоаппарат, супруга выглядела крупней и выше своего мужа почти на голову. Их можно было принять за туристов, решивших сэкономить на экскурсоводе и самостоятельно осматривающих достопримечательности.

Они не спеша ходили по старому городу, фотографируя дома, церкви, мосты. Некоторым объектам съемки уделялось больше внимания, и тогда наличники, подоконные доски, отдельные фрагменты декора фиксировались дополнительно к общему виду архитектурного памятника.

Так бы, наверное, и осталось неизвестным имя этого фотографа, если бы после его смерти супруга не передала большую часть фотографий (свыше пятисот) в Государственный архив Тюменской области. Оставшиеся попали в частные коллекции. Будущие поколения тюменцев смогут увидеть Тюмень такой, какой ее видели Всеволод Сергеевич Мясоедов и его супруга Ксения Александровна.

Он родился 11 декабря 1924 года в Томске в семье доктора биологических наук, профессора Томского университета Сергея Владимировича Мясоедова (1889-1937), одновременно возглавлявшего две кафедры университета — гистологии и эмбриологии и кафедры общей биологии. Мать Всеволода Сергеевича, Ольга Петровна, была выпускницей Высших женских (бестужевских) курсов в Петрограде и юридического факультета Петроградского университета.

Всеволоду было 12 лет, когда его отца арестовали по обвинению в активном участии «в контрреволюционной фашистско-террористической организации». 3 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу, а через день приговор привели в исполнение. Сергей Владимирович Мясоедов реабилитирован в 1956 году.

Когда началась война, Всеволоду не было и семнадцати. Eго поколение быстро повзрослело. Многие ушли на фронт, те, кто остался, работали на фабриках и заводах, заменив взрослых. Молодой человек, окончив школу, устроился на работу электромонтером на электромеханический завод. Только в 1944 году его мечта осуществилась: поступил в Томский государственный университет на биолого-почвенный факультет. После окончания учебы в 1950 году работал в санитарно-биологической лаборатории при медицинском институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию. Предметом его исследований был описторхоз в Западной Сибири.

В 1962 году переехал в Тюмень, написал докторскую диссертацию. По теме диссертации им было выполнено 38 работ, в том числе монография «Эпидемиология описторхоза».

Всеволод Сергеевич оставил свой след в науке, на его работы ссылаются современные ученые, но его имя известно лишь узким специалистам. Почему он оставил университетский город и переехал в Тюмень? Причин могло быть много, но и важно другое, чем занял себя человек в свободное время.

Наверное, подавляющее большинство людей начали бы свою жизнь на новом месте со знакомства с городом. Тюмень в шестидесятых годах еще во многом сохраняла свою неповторимую городскую среду с деревянной домовой резьбой, деревянными тротуарами, коновязями у ворот, травой-муравой во дворах. Одним словом, старинный купеческий город. Возможно, Мясоедовы увидели общее, что как-то объединяло Тюмень и Томск -деревянную домовую резьбу. Были и существенные отличия: томская резьба была прорезной и плоской, в Тюмени — глухой и объемной. Красота не могла оставить их равнодушными, они стали фотографировать городские пейзажи. Исходили всю Тюмень, потом принялись за окрестные села, где в основном снимали уцелевшие и полуразрушенные церкви и мечети.

Целая серия фотографий посвящена такой важной части городских усадеб Тюмени, как ворота.

Всеволод Сергеевич был действительным членом Географического общества СССР и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Кроме того, супруги были увлеченными коллекционерами.

Принято считать, что ученые -люди, погруженные в свои мысли, гипотезы, проекты и исследования. Некоторые считают, что коллекционирование — это своеобразная болезнь. Поэтому ученый, да к тому же коллекционер у обычных людей может вызвать только сочувствие.

Наверное, такое чувство к супругам Мясоедовым испытывала моя бабушка, Калугина Татьяна Ивановна, когда отдавала им из семейного альбома старинные поздравительные открытки. Совершенно невероятным образом эти открытки через 50 лет, пройдя через несколько рук, вернулись в нашу семью.

Мое знакомство с супругами Мясоедовыми произошло в 1967 году, когда бабушка была приглашена к ним в гости и захватила с собой меня… Я и предположить не мог, что судьба вновь сведет меня с Мясоедовыми через несколько десятков лет.

Даже среди коллекционеров их считали чудаками. Живя в благоустроенной газифицированной квартире, они не пользовались газом, а готовили на электрической плитке. Они обходились самыми простыми приготовлениями еды, но чаще питались в общественных столовых. Их устраивала такая жизнь, на некоторые бытовые неудобства они просто не обращали внимания.

Создавалось впечатление, что им было жалко тратить время на быт, когда вокруг столько увлекательного в коллекционных делах, в пеших прогулках по Тюмени с фотоаппаратом.

Интересы в коллекционировании у Мясоедовых были довольно широки: от старинной мебели до фарфора и монет, от почтовых марок до открыток и книг. Прекрасно подобранная и обширная библиотека была предметом их особой гордости. Действительно впечатляющей была коллекция фарфора.

Интересно было наблюдать за ними, когда они приходили в клуб коллекционеров. Супруги были уже в преклонном возрасте, шли медленно под ручку, шаркая и отвечая на приветствия знакомых легким наклоном головы. Не запомнилось, чтобы они останавливались у каких-либо столиков, за которыми сидели коллекционеры. Просто приходили, здоровались со знакомыми, и так же уходили. Казалось, что это какая-то часть их прогулочного маршрута. Сейчас думаю, что у них была потребность увидеть единомышленников, показать, что они еще в строю, вдохнуть глоток «коллекционной атмосферы».

Всеволод Сергеевич умер в Тюмени в октябре 1990 года. Среди коллекционеров эта потеря прошла незаметно, ведь в последнее время супруги Мясоедовы приходили в клуб все реже и реже. Оставшись одна, Ксения Александровна, тем не менее, продолжала увлеченно собирать фарфор. Правда, выходила уже редко, и знакомые коллекционеры приходили к ней на дом. Мне тоже довелось несколько раз бывать у нее. Она поддерживала разговоры, в основном касающиеся ее коллекционных интересов. Из этого можно было понять, что она не просто преемница коллекций, она настоящий коллекционер, со своими знаниями, взглядами и пристрастиями.

В один из таких приходов я задал ей вопрос, который давно не давал мне покоя. О карандашном портрете, висевшем в рамочке на стене: «Кто эта милая девушка?» Ксения Александровна подошла, повернулась так, что ее лицо оказалось почти рядом с портретом, и с обидой спросила: «Разве не видно, что это я?». Пришлось оправдываться. Хотя думаю, что лицо пожилой дамы за восемьдесят все-таки отличается от лица 16-17-летней девушки. В конце концов она успокоилась, но желание задавать вопросы у меня как-то прошло, хотя их оставалось много: из какой она семьи, где училась, кто по профессии?

Ксения Александровна прожила долгую жизнь и во многом так и осталась загадкой. Даже в документах, касающихся передачи коллекции фотографий в архив, она значится под именем Клавдии Ивановны. Наверное, это просто ошибка архивистов, ведь не была же она разведчиком-нелегалом. Умерла Ксения Александровна в 1997 году.

Судьба коллекций и библиотеки, собиравшихся в течение многих лет, после смерти Ксении Александровны неизвестна. Частные коллекции редко живут долго, такая судьба для них скорее правило, чем исключение. Но вот благодаря другому увлечению Всеволода Сергеевича его имя навсегда осталось в истории Тюмени. На протяжении четверти века Мясоедовы по собственному почину создавали фотофонд архитектурного наследия не только Тюмени, но и окрестных сел.

В этом заслуга не только Всеволода Сергеевича как фотографа, но и Ксении Александровны — его постоянной спутницы и подруги, в многолетних хождениях и поисках удачного фотокадра.

Не все фотографии безупречны по качеству и композиции, но за это можно извинить, так как делались непрофессиональным фотографом.

В полной мере значение подвижничества Мясоедовых можно оценить только сейчас, когда, к сожалению, большая часть старинных зданий и сооружений до наших дней не дожили, но они остались на снимках, сделанных ученым, коллекционером и фотографом Всеволодом Сергеевичем Мясоедовым.

***
фото: Вид на старый железнодорожный вокзал (построен в 1885 г., снесен в 1973 г.); -фото В.С. Мясоедова, 1960-е гг;Вид на старый деревянный мост (построен в 1925 г., снесен в 1982 г.).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта