X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Горечьи красота полыни

Хабиб Алиев. Ветка горькой полыни // Ветка горькой полыни: Романы, повести. Советский писатель, 1986.

Определиться с выбором для нынешнего заседания читательского клуба было нелегко. Шолохов, Приставкин, Воронкова… Но нужно что-то другое, особенное. Закрыв глаза, представила книжную полку в родительском доме. Вот же она, книга в оливковой обложке, знакомая с детских лет!

Великая Отечественная война сильно изменила судьбу юной даргинки Шамалы — как и тысяч девушек по всей стране. Ушел на фронт, а потом пропал без вести школьный учитель Муслим Мусаевич, в которого она была тайно влюблена, ушли одноклассники, сама Шамала отправилась в бригаду трактористок — тоже воевать, только со старыми, часто ломающимися «фордзонами». Трудно приходилось в тылу, зачастую и голодно: почти весь урожай отдавали на фронт. Мужчин осталось мало, и женщины работали и за них тоже, тая свою сердечную боль и надежды.

А Шамалу со временем выбрали председателем колхоза. Большая ответственность, но девушка доказала, что ей не зря доверили этот пост — она заботилась о людях, раздав на трудодни излишки зерна в послевоенные годы, чтобы хоть как-то вознаградить за перенесенные лишения и самоотверженный труд, добивалась хороших урожаев, с честью выходила из столкновений с клеветниками и отстаивала свои решения. Даже проучила завистливого и вороватого бывшего председателя, заставив с ветерком прокатиться на арбе с украденным сеном.

Хабиб Алиев — не только прозаик, но и поэт, я, к своему стыду, об этом не знала, пока не посмотрела его библиографию в интернете. Но не удивилась: так писать может только человек, у которого песня в сердце. Душой романа стали даргинские легенды — например, легенда о Полынном поле. Давным-давно женщина, чей любимый ушел на войну и не вернулся, не поверила в его гибель и каждый день ходила встречать, а из ее слез вырастали кустики полыни. Недаром Шамала так горячо отстаивала это поле в начале романа -легенда нужна людям не меньше, чем хлеб. И полынная неброская красота, и полынная горечь, горечь войны пронизывает весь роман -как и творчество автора в целом.

Но Шамале повезло больше, чем женщине из легенды: Муслим Мусаевич вернулся домой. Встретились они на том самом Полынном поле. Счастливый финал, редкость и для книг о войне, и, увы, для жизни.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта