X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Возвращение Искера

На Дону, откуда я родом, атаман Eрмак Тимофеевич воспринимается как однозначно положительный исторический персонаж, а хан Ку-чум соответственно, как его антагонист.

В Сибири же эти исторические фигуры примерно равновелики. Поэтому в сибирских землях с памятниками великому казачьему конкистадору соседствуют мемориалы, посвященные его визави. Один из них, музейный комплекс «Искер», находится в семнадцати километрах от Тобольска на высоком берегу Иртыша.

В «Искер» нас, целую толпу тюменских журналистов, привезла менеджер туристической компании VisitTyumen Аня. У ворот наш автобус встречала создательница музея, председательница региональной татарской общественной организации «Наследие» Луиза Шамсутдинова, похожая на статную татарскую ханшу. Она же была нашим экскурсоводом и гостеприимной хозяйкой в одном лице.

Историко-мемориальный комплекс не случайно появился именно на этом месте. Здесь, на речном полуострове, стояла древняя столица Сибирского ханства, город Кашлык, что в переводе с тюркского означает «крепость». А еще раньше этот город был известен как Сибур (Sebur) — именно под таким названием он фигурировал на карте братьев Франциска и Доминика Пиццигани 1367 года, а затем — в знаменитом Каталонском атласе. Так что своим названием огромная Сибирь обязана этому небольшому даже по средневековым меркам поселению, ныне почти полностью скрытому под водами Иртыша.

Пришедший в сибирские земли в 1563 году хан Кучум вернул городу его старое название — Искер (вот сколько имен сменил этот город на протяжении своей долгой истории), и правил отсюда своим огромным царством два десятка лет до прихода Eрмака. Хан Кучум сыграл в истории сибирских татар примерно такую же роль, какую князь Владимир Святославич -в истории Руси. В его правление на сибирских землях окончательно закрепился ислам, и их коренные жители в большинстве своем стали мусульманами.

Хотя первые исламские миссионеры пришли на сибирские земли еще задолго до того — в XII веке. Им посвящена аллея Шейхов, она же Астана Искерская, тоже являющаяся частью мемориального комплекса. Луиза утверждает, что на аллее Шейхов покоятся останки семидесяти мусульманских «апостолов». Имена некоторых из них удалось установить, и они выгравированы на красно-кирпичных надгробиях, увенчанных полумесяцем.

Последние жители покинули селение после 1881 года, когда в пожаре сгорела деревянная мечеть Вискер. Теперь на этом месте — культурный и туристический центр с музеем истории и быта сибирских татар, реконструкцией средневековых жилищ и арт-объектами. А над всем этим возвышается мечеть имени хана Ку-чума, ставшая визитной карточкой комплекса «Искер». Здесь проводятся ежегодные международные фестивали историко-культурного наследия сибирских татар «Искержыен», молодежный форум сибирских татар «Кучем хан оныклары» и научно-практические конференции.

Перед возвращением в Тобольск мы отведали в чайхане «Хансарай» сибирско-татарское блюдо под названием баурсак — подобие пирожка. Луиза уверяет, что искерские баурсаки самые настоящие и аутентичные.

А в Тобольске в одном из сувенирных ларьков я увидел скульптурки Eрмака и Кучума на одной полке. Атаман с ханом стоят рядом, словно посмертно примирившись. И лишь их националистически озабоченные потомки продолжают жаркие споры о том, кто был более «прав».

***
фото: Мечеть хана Кучума.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта