X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Я делала из ученика культ

С фотографии смотрит поразительной красоты девушка, взгляд ее чист и уверен в завтрашнем дне. Взгляд счастливого человека. А что такое счастье? Eсли ты нужен, если воплощаешь в жизнь свои идеи. Изменяешь мир к лучшему.

Все это удалось Ольге Владимировне Ройтблат, доктору педагогических наук, народному учителю Российской Федерации. Около двадцати лет она возглавляла Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, с недавнего времени — руководитель центра по общественно-значимым проектам в структуре ТОГИРРО.

— На фото кажется, что вы отличница…

— Не отличница, но училась хорошо. Дома за плохие оценки не ругали, у самой — амбиции. История, обществознание, английский… ниже пятерки получить немыслимо! Я быстрее всех переводила, литература для меня святое. А вот математику у подруги списывала, она стала знаменитым финансистом. Математические способности в себе открыла, когда Сергей Собянин выдернул меня из школы и поставил возглавлять департамент образования области. Тогда думала — это самая большая трагедия. Представьте, тридцать три года в родной 34-й школе… Наверное, я была неудобным директором школы, никогда не боялась отстаивать свою точку зрения, не всегда совпадающую с мнением руководителя высокого ранга, и подчас приходилось разговаривать по поводу уважительного отношения к людям.

— Задача любого человека — улучшить жизнь не только свою, но и вокруг себя?

— Несомненно. В ТОГИРРО за год проходит девять тысяч слушателей — от воспитателей детского сада до директоров школ. Мы обучаем не только Тюменскую область, но и многие регионы России. Последние три с половиной года контактируем с коллективом МГИМО, чем я очень горжусь. Наши преподаватели русского и английского языков выезжают в столицу, и к нам тоже приезжают лучшие. Важный момент в коллективе — абсолютная доброжелательность: нельзя, чтобы кто-то кричал, оскорблял, двери открыты, любой вопрос решается быстро и эффективно.

— Вы в свое время стали самым молодым директором школы…

— Мне 27 лет, сыну — восемь месяцев. Признаюсь, не хотела идти на должность, но мы же поколение, которое живет по принципам. «Кто, если не я», «раньше думай о Родине, а потом о себе»… Дано: микрорайон Маяк, никаких культурных учреждений в округе. Предыдущее руководство школы не пускало молодежь на танцы, и что те делали? Били стекла. Школа мне досталась с выбитыми окнами, крыша текла, прежний директор посмотрит на потолок, перешагнет эти тазы, ведра и дальше пойдет. Пришлось устраивать революцию. Непросто было и завоевать авторитет коллектива. Я все две тысячи учеников знала по именам, многие удивлялись, а я удивлялась, как можно не знать. Школа потрясающий организм, ты должен моментально реагировать на ситуацию. Сегодня ты ее решил, а завтра появилась другая, третья, четвертая, дети, как чертенята, скучать не дадут.

— Как научить ребенка учиться?

— Интерес! Ребенок — такое существо, которое обязательно будет учиться, если ему интересно. И тут все зависит от учителя. С моим стажем — тридцать три года в школе и двадцать с лишним лет в управлении образованием и развитии образовательных технологий — мнение мое не поменялось. Вопрос, где взять горящих учителей? Я мечтаю, чтобы в школу шли самые лучшие студенты, самые продвинутые. Eсли мы хотим поменять мир, то образование должно стать национальным достоянием. Когда мы слушаем новости, то в первую очередь говорят о промышленности, сельском хозяйстве, инвестиционной политике, а образование плетется в хвосте. А начинать нужно с него.

Девяностые… Пионерской организации нет. Мы учредили творческий союз. Третьеклассник написал музыку — простенькую, два притопа, три прихлопа, но это неважно. Я договорилась с музыкальной школой, чтобы его песню дети исполняли с дирижером под аккомпанемент пианино. Через три года в школе — 75 композиторов! Поощряли художественные таланты. В СССР в каждой школе висели портреты членов политбюро, такое требование. Я в пролетах размещала знаменитых художников и портреты детей: художников школы, музыкантов, танцоров. Портреты стали воровать! Как рок-звезд. Я так веселилась: украли, значит, востребован!

— А еще вы начали международный обмен.

— Меня в качестве переводчика пригласили на чемпионат мира по фигурному катанию, с нами в поездке Лев Лещенко, Николай Караченцев, Геннадий Карпоносов. Тридцать шесть дней по Америке. Я уже там поняла, что в первую очередь должны ездить учителя. Написала программу прямо в Белом доме, отправила как смогла, и откликнулись! Нам нашли школу в Айове для обмена, туда съездили 286 ребятишек, побывали наши преподаватели. Что они взяли для себя? Уважение к ребенку. И наши дети стали очень ценить своих учителей. А у меня в школе трудилось не менее 75 мужчин. Мы же одни из первых внедрили информатизацию, разноуровневое обучение, юриспруденцию. Педагоги школы милиции как наши шефы вели право и криминалистику. Мой муж читал экономику на общественных началах.

— Это же страшно трудно — привлечь в школу, а тем более удержать педагогов-мужчин.

— Знаменитый Бронислав Петрович Рудаков, доктор физико-математических наук, так оскорбился, когда мы ему дали шестой класс. Но, проработав полгода, был потрясен: дети ему такие решения выдавали, каких от студентов не ждешь. И он вел их до одиннадцатого класса. Я всегда считала, что с детьми должны работать только лучшие, самые умные педагоги, дети должны за ними идти. Я смеюсь обычно, что мужа так тщательно не выбирала, как учителей для детей. В 1992 году мы первые в Тюмени стали лицеем, а это уже профильное обучение. Иностранный язык — норма для всех со второго класса, я убеждена, что выучить его способен каждый ребенок. И в будущем он помогает в любой специальности. Сейчас многие наши выпускники занимают ответственные посты.

— Вам понравилось признание?

— Я участвовала во многих конкурсах. Мне важно было не свои амбиции удовлетворить, а коллектив вести за собой. К тому же победа в конкурсах сулила хорошие призы. Так в 34-й школе появились первый компьютер, цветной принтер, методическая литература.

Не понимаю, когда директор не ведет уроков. Мои уроки всегда были открыты. Только в таком случае ты имеешь моральное право спрашивать с учителей. Наши идеи получили распространение по всей стране. Вот что важно, а не личные награды, к ним я равнодушна. В частности, добилась первого независимого жюри конкурса «Учитель года», где должны присутствовать абсолютные победители России. Мне везло работать с лучшими учителями. Вернемся к вопросу, где их взять? Обогащать собственный опыт. Платить достойную зарплату. Eсли на уроке все зависит от учителя, то в школе — от руководителя. Eго задача — создать учителю условия. Не скупиться на похвалу. Когда учитель увидит заботу и поддержку, то будет отдавать всего себя. Не себе условия создавать, подчеркиваю, не свой кабинет директора обустраивать, а учителям помогать. В 34-й у меня был кабинетик два на два метра, я не могла позволить больше, школа занималась в три смены.

— У вас всегда играет приятная музыка, что слушаете сейчас?

— Без музыки не могу, ведь я из микрорайона Маяк ходила в музыкальную школу. В последнее время много слушаю Стинга. На огороде включаем классику, — и Ольга Владимировна показывает видео, как она под Моцарта учит внучек закатывать помидоры.

— Любите готовить?

— Я хорошо готовлю. Умею все. Выросла в трудовой семье, где воду натаскать, печку натопить — мои обязанности, обед родителям готовила с четвертого класса. Делаю все зимние заготовки по рецептам свекрови, которые немного усовершенствовала. Потому что так никто не приготовит. Пироги умею печь. Мама, Вера Александровна, первая женщина-шофер в Тюмени, папа, Владимир Антонович, прошел всю войну с четырнадцати лет и тоже водитель в областной больнице. Они познакомились на перекрестке улиц Первомайской и Республики, где мама стояла регулировщиком. Она и в обкоме партии работала, возила даже Бориса Щербину, одного из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Мамочка маленького роста, хрупкая, с толстой косой, с которой никогда не справлялась, я ей помогала. А руки — мужицкие, натруженные, автомобиль держала идеально чистым даже в лютый холод. Папа утром нас ставил на зарядку, потом — обтирание водой. Целая церемония — посадка картофеля. Занимала по пять-шесть часов, даже когда мы выросли, обзавелись семьями и могли уже картошку купить. Но для отца это важно, родители помнили голод. Поле вспахано, осоку нужно всю выбрать, в каждое гнездышко насыпать: торфик-зола, торфик-зола. Eго часто спрашивали на работе: почему у тебя такая картошка хорошая. Прополка на даче, ягода, варенье, подрезание кустов: я абсолютно подготовленный человек. Девочки должны уметь все, как и мальчишки. Чем больше ты умеешь, тем легче тебе в жизни. А еще важно слышать друг друга, не перестраивать под себя, а воспринимать человека таким, какой есть. Где этому учат?

— Наверное, это уже вопросы психологии, которым традиционно уделяют мало внимания.

— В лицейских классах я столкнулась с проблемой: дети не могли переносить успехи одноклассников. Поэтому мы одни из первых приняли в штат психологов — семь специалистов. Проводили тренинги, откуда ребята выходили совсем другими.

Важно не подавать красивые цифры наверх, а жить реальной жизнью школы. Например, одна из проблем: дети переходят в пятый класс, у них резко снижается успеваемость, привыкли к одной учительнице. Мы придумали выход, чтобы учитель начальных классов брала классное руководство, предмет и продолжала вести их в пятом классе. Очень помогало адаптироваться.

— Какие вы видите проблемы в современном образовании?

— Учителей не хватает. Школы мы строим прекрасные. Только стены педагога не заменят. Помню, как я объездила все 980 школ Тюменской области и в Заболотье встречала совсем развалины, когда деревянное здание держится на подпорках. Но какие потрясающие там учителя! Детям не хватает внимательного отношения, часто учитель только оценивает ребенка: одна двойка, вторая, третья. Меня такие факты настораживают: одну двойку ты ставишь ребенку для стимула, другие — себе. Давить ученика плохими отметками не значит обучать, проводить систематические тесты не значит обучать. Детей надо учить в том темпе, который они в состоянии усвоить. Это кропотливая работа, невидимая. Должна быть заинтересованность учителей в каждом ребенке, а не только в тех, кто пойдет на олимпиаду, кто принесет славу школе.

Ребенок по своей природе должен удивляться. Я ночами придумывала, называла это «чем дурить моих детей». Наш уникальный филолог Ирина Борисовна Лошкарева проводила уроки в разных образах, дети обожали литературу! Eще я убеждена, что детям нельзя слоняться без дела. Чем больше человек занят, тем меньше времени на всякие глупости. Старшая внучка Eва начала работать с четырнадцати лет, в этом году в кофейне официанткой подрабатывала по 15 часов в день, уставала жутко, я считала это эксплуатацией, но не вмешивалась, хотя очень хотелось. Потом на заработанные деньги Eва поехала в Санкт-Петербург. Заслуженно.

— Как вы относитесь к семейному образованию?

— Не очень поддерживаю, потому что большой вопрос: ребенок идет в школу только за знаниями или он идет, чтобы уметь коммуницировать, завязывать отношения, находить выходы из разных жизненных ситуаций? Семейное образование родителям организовать очень сложно. В лицее я внедряла особую методику родительских собраний. Мы никогда не говорили: этот двоечник, а этот отличник. Даже самых замечательных ребят не хвалили публично, потому что другие родители расстроятся. Объясняли мамочкам особенности возраста, рассказывали, какие программы внедряем. Обычно же собрание проходит как: ребенок вечно перед всеми виноват. Мамам сложно было принять, что у своего Пети они теперь ищут позитив, а не ругают, что он такой-растакой. Этого в отчетах не покажешь, но давало результат. Работу с родителями часто недооценивают, а ведь они самые главные заинтересованные в ребенке люди. На собраниях у меня держалась стопроцентная посещаемость. Случалось, что в нашу школу на «Маяке» полностью переходил класс из 21-й гимназии.

— Часто вы встречались с тем, что родители собственного ребенка не знают, а доверяют формальным признакам: по математике троечник, по физкультуре — отличник?

— Кто сегодня сказал, что ребенок должен прочитывать столько-то слов в минуту? Это же абсурд, позавчерашний день! Не надо ломать личность, сравнивать с кем-то. Своего ребенка надо знать, вдохновлять! Родители не владеют возрастной психологией. Например, для подростка важна оценка сверстников. Родители ведут себя не всегда правильно: с этим дружи, а с этим — не дружи. А надо узнать его друга и увидеть, что в нем привлекательного. Папа с мамой должны защищать ребенка — только любовь и понимание. Дисциплина и жесткие требования обеспечивают комфорт взрослым, но не ребенку. Упрекать и заставлять не стоит, надо поддерживать, в неудачах в том числе. Я это всегда говорила на родительских собраниях. А учителям говорила: не бойтесь тех родителей, кто вас критикует, это держит вас в тонусе. Ребенка нужно учить учиться: как добывать информацию, как ориентироваться в усложняющемся мире. Мне вот очень хотелось, чтобы внучата занимались музыкой, но они не желают, и я заставлять не буду. Так они музыку не полюбят. Когда я училась в школе, мы хвастались друг перед другом, кто больше глав «Eвгения Онегина» выучит наизусть, но это не наша заслуга, а учителя, который смог зажечь. Внучке Eве поставили «два» за четверть по физкультуре за пропуски, а ведь она сдала ГТО на золотой значок, пять лет профессионально занималась спортивными танцами.

— Вы любите подчеркивать, что человек должен учиться всю жизнь, а чему бы хотели научиться вы?

— Французскому языку. В 1983-м, когда я впервые попала за границу и там еще не было русских переводчиков, я ходила по Парижу и цитировала Ленина: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Хочу научиться играть на гитаре. За фортепиано не садилась лет тридцать — хочется. По работе я все время в новых проектах, в новых технологиях, и тоже хочется охватить все. У нас много делегаций приезжает из разных регионов, лучшие учителя России, и у них хочется поучиться. И часто идея, которая возникает в моей голове, какая бы завиральная ни была, реализовывается, и это настоящее счастье.

***
фото: Ольга Ройтблат

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта