X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Сорняки одолевают

Вместе с летом прибавилось забот у огородников — сорняки одолевают. Они портят кровь и нервы земледельца десятки тысяч лет, с тех времен, как пращур наш Адам возделал свое первое поле. Eсли честно, то одолевают сорняки только ленивого землевладельца, а у трудяги растет только то, что посеяно и должно расти.

Мой сосед — из таких трудяг. Мы с ним получили участки одновременно. Это была полувековая залежь, кое-как вспаханная за бутылку. В первое лето сосед посадил немного картофеля, а остальные сотки перекопал не спеша лопатой и выбрал все корни и корневища, высушил их на солнышке — целая гора получилась — и сложил в компостную яму.

И теперь многолетних сорняков у соседа практически нет. Eсли и появляется что-то отросшее из обломков корней, так сосед их быстро удаляет, не дав укорениться. Он буквально гоняется с лопатой за каждым таким проростком и корчует их беспощадно. А вот однолетние сорняки есть. Хоть и залежь полувековая, но сохранилось в почве немало семян с той поры, когда поле пахали. Однако сосед их не считает серьезным противником и по мере появления отправляет в компост.

Однажды я был при таком разговоре. Соседка напротив спрашивает:

— Илья Николаевич, как это вам удается огород в чистоте содержать? А меня молочай одолел, рву-рву, а он пуще прежнего дурит, будто его и не пололи.

Сосед даже рукой махнул:

— Ведь не молочай это, а осот желтый. И оттого, что ты его сверху сорвешь, ему вреда почти нет. С ним надо бороться, когда почву копаешь. А копать надо вдумчиво, и сорняки знать в лицо, и корни выбирать надо, не жалея времени. Вы же с Петром копаете скорей-скорей, картошку сунули — и домой…

Потом Илья Николаевич мне рассказал, какой — человек далекий от агрономии — борьбу с сорняками «по науке» освоил. Он поехал в наш сельхозинститут, нашел знатока сорняков, привез к себе на огород и целый день доцента «пытал». Тут же сделал гербарий самых злостных сорняков, подписал научные названия, раскопали с доцентом корни разных сорняков, внимательно их осмотрели, доцент про каждый сорняк прочитал по мини-лекции. А потом еще в областной библиотеке зимой посидел с книжками. Подковался…

Тут все дело в корнях, — говорит Илья Николаевич. — Вот пырей, к примеру, ужасный сорняк. Eго еще древние греки называли «агропирон», то есть «огонь полей». Eсли попал на поле — затянет его сплошь. Но если за него взяться — побороть можно. У него корневища прочные, потянешь — почти целый метр в руке. Знай выбирай, не ленись. А вот чего я не люблю, так это Верин «молочай» — осот желтый и чистец болотный. У них сила, я бы сказал, в их слабости. И каждый кусочек — вроде и смотреть не на что — через неделю — другую дает новое растение. А Вера не выбирает корней, знай себе копает, режет корни на части. Осоту этого и надо: из каждого кусочка по кусту гонит.

— Посмотри, — говорит, — у меня ни осотинки, а у нее — сплошь, хоть на рассаду продавай. Ладно, она от меня через дорогу живет, а то бы ее сорняки и ко мне проросли. Это им запросто — у них боковые корни в. стороны идут на несколько метров. Особенно у вьюнка полевого. Ох и намучился я с ним! Сорвешь один проросток, а назавтра на этом месте из земли выглядывают два-три. Но я терпеливо выдергивал всю поросль. И теперь нет ни одного вьюнка. Про него как вспомню, так вздрогну. По-моему, хуже пырея во сто крат.

— С хвощом полевым еще борюсь, — продолжает сосед. — Не придал ему сначала значения: вроде, невидный такой, хрупкие мелкие елочки. А он размножаться начал. Но я его одолею конечно, жаль гербицидов дачникам не продают, все приходится делать руками.

Так поступают трудяги, к упорству добавив науку и помощь знатоков. Сорняк у них не пройдет!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта