X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Басалыга Максим Михайлович

В июне 1941 года Максим Михайлович заканчивал спецавиашколу, которая находилась под Гомелем. Уже на третий день войны он вместе с инструктором школы летал в разведку в район Бреста и был ранен в ногу.

Затем училище эвакуировалось — с боями шли до Днепра… Затем Максим Михайлович в 1-м Чкаловском военно-авиационном училище учился на летчика тяжелых бомбардировщиков. Во время аэродромной практики выяснилось, что справиться с мощным самолетом мешает рана, поэтому Максима Михайловича перевели в общевойсковое училище. Закончив его в декабре 1942 года, он в звании лейтенанта отправился на Юго-Западный фронт — командиром минометного взвода в 41-ю гвардейскую дивизию, 122-й гвардейский полк. (Правда, сначала пришлось написать пять рапортов — не отпускали, хотели оставить преподавателем в училище).

…За день до начала битвы на Курской дуге батальон Максима Михайловича провел разведку боем. «В бой послали от каждого полка по батальону, чтобы- потом послать главные силы туда, где лучше прорыв. Батальон форсировал Северный Донец и занял плацдарм, который до подхода главных сил удерживал полтора дня. В батальоне осталось пятьдесят человек. Наш минометный взвод уничтожил 100 немцев и шесть пулеметов». За личное мужество, проявленное в этом бою, лейтенант Басалыга был награжден орденом Красного Знамени.

10 сентября форсировали Днепр. Максим Михайлович был назначен командиром минометной роты. При форсировании бойцы были обнаружены противником, начался артобстрел. Выплыли, овладели траншеей противника, в течение двух суток удерживали плацдарм до подхода главных сил. Максим Михайлович получил осколочное ранение — осколок не дошел до сердца всего три миллиметра.

Месяц пролежал в медсанбате, затем был назначен офицером связи в штаб дивизии. 7 января при доставке боевого задания одному из полков дивизии был тяжело ранен.

Госпиталь в Днепропетровске — четыре месяца. Затем — группа инвалидности. Сказали: отвоевался. Нашли какую-то работу здесь же, в городе. Максим Михайлович и два его земляка, таких же «отвоевавшихся», проработали только два дня. «Пришли к нам трое только что выписавшихся, говорят: у вас в Белоруссии фашисты, вы их и выгоняйте. А мы будем на ваших местах. Ну, подрались. А потом пришли в военкомат, забрали все документы, чтобы военный билет нам на руки не выдали. Справки все порвали на глазах у главврача. В общем, понял нас главврач — снял инвалидность».

Из резервного офицерского полка — снова на фронт в 4-ю гвардейскую дивизию, 11-й полк, командиром минометной роты.

На фотографии: Максим Михайлович ставит перед ротой боевую задачу во время Ясско-Кишиневской операции.

После освобождения Молдавии — Румыния, Болгария, Австрия, Венгрия… Пришлось Максиму Михайловичу переходить через Трансильванские Альпы, форсировать Дунай, брать Вену, Будапешт. Во время боев на подступах к Будапешту пришлось взять на себя командование батальоном, поднимать его в атаку. После победы — через всю Eвропу пешком, форсированным маршем (по семьдесят километров в час). Уже в России погрузились в вагоны и — на Дальний Восток, добивать японцев.

Двадцать семь боевых наград у Максима Михайловича, из них — четыре ордена. В отставку он ушел в звании подполковника.

Дежурная по фотоальбому Eлена Кох

***

фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта