Чужая война, или Черная дыра новейшей истерии
Война в Чечне — новейшая черная дыра в нашей новейшей истории. За десять лет в чужом Афганистане не было такого количества Героев, какое мы имеем в двух чеченских кампаниях на собственной российской земле. Но звезды на груди и погонах никогда не объяснят родным и близким, за что гибнут в мирное время дорогие им люди.
Я уже сбился, подсчитывая, сколько раз мы провожали и встречали милицейские отряды ОМОНа и СОБРа в Чечню и из Чечни, сколько намотано километров на колесах их БТРов между минами и фугасами, сколько выпущено по вероятному противнику автоматных очередей, сколько литров спирта выпито в окопах и на блокпостах и валерьянки в домах их семей. Всю оставшуюся жизнь в компании побывавших ТАМ третий тост будут выпивать молча и стоя — за тех, кто вернулся с войны в запаянных цинком гробах.
Самая страшная правда этой войны в том, что мы не сможем победить. Главная задача прикомандированных милиционеров -остаться в живых, солдат-федералов — дотянуть до дембеля офицеров — стать генералами, генералов — командующими. И всем -заработать денег. Нашим парням — получив командировочные за 90 дней по боевым нормам 900 рублей в день, солдатам-срочникам -распродав местным горючее и боеприпасы, тыловикам — спекулируя амуницией и продуктами… На те деньги, что утекли из государственного кармана «на восстановление экономики Чеченской республики», а затем на ее полное разрушение артобстрелами и ковровыми бомбардировками фронтовой авиации, можно было бы построить новую страну для всех оставшихся без крова беженцев.
Основное финансовое бремя затянувшихся боевых действий, как в прошлую, так и в нынешнюю кампанию, лежит на регионах. За счет местных бюджетов оплачиваются авиарейсы для смены сводных отрядов и оперативной доставки домой «грузов 200», только один спецрейс за погибшими 12 мая тюменскими милиционерами и журналистом стоил около 300 тысяч рублей. В кавказские командировки бойцы закупают с собой буквально все: от бронетехники и патронов до тушенки и картошки. Приданная им в Чечне военная техника даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Передовые бронетранспортеры БТР-80, танки Т-90, грозные штурмовые вертолеты «Черная акула» продолжают победное шествие лишь на выставочных полигонах.
Взаимодействие подразделений МВД и Минобороны, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а сами солдаты-контрактники больше напоминают спившиеся партизанские отряды без родины и флага. Отсюда и огромные небоевые потери, когда федералы, по ошибке или перестраховываясь, открывают шквальный огонь по своим. Поэтому в Чечне каждый за себя. Даже в освобожденных и зачищенных районах типа Заводского в Грозном, где днем -видимость российской власти, ночью — полноправные хозяева боевики — местные жители. В комендантский час огонь с блокпостов и комендатур открывается по всему живому, и, в случае недостатка сил, на помощь до утра не придет никто. Служба в такой обстановке сама по себе является подвигом, о чем говорят сотни наградных представлений — единственное, чем правительство может откупиться.
***
фото: Офицеры тюменского ОМОНа Олег Сидорчик и Михаил Ухабин на блок-посту в Грозном