«Дзержинский против Гусинского»
На прошлой неделе корреспонденты «Тюменского курьера» попытались выяснить отношение руководителей тюменских средств массовой информации к скандальной истории, связанной с задержанием российского медиа-магната Владимира Гусинского.
Результаты, прямо скажем, удивили. Люди, формирующие общественное мнение в городе, отнеслись к событию более чем равнодушно.
Похоже, что в этом деле не только обывателя больше занимает финансовая сторона, а вовсе не проблема прав человека в демократическом обществе.
Но оказалось, что не все в Тюмени так безнадежно. Eсть еще интеллигентные люди, задумывающиеся о масштабах и последствиях происшедшего. Автор опубликованного ниже материала, безусловно, не претендует на объективность, а потому готов дискутировать с читателями. В мундирах и без.
Таким заголовком газета «Завтра» отреагировала на налет трех силовых ведомств на помещения информационного холдинга «Медиа-Мост», принадлежащего Гусинскому. Из текста статьи: «Организация, именуемая ФСБ, нанесла ответный, мстящий удар (за Дзержинского — O.K.) по главному сейфу демократии, по ее сокровенной пульсирующей матке… очаровательные мужчины в черных масках… с удовольствием наблюдали, как забегало тараканье племя… спасибо чекистам за наезд».
А ведь эта газета, пожалуй, права в своем заголовке. Но только ли ведомство черных масок, окрыленное тем, что у руля теперь «свой», повинно в этом очередном позоре России? А что же рулевой, который, по его собственным словам, «отвечает за все», которому силовики подчиняются непосредственно? «Президент мастерски держит паузу. Как Герасим» («Новая газета»).
Хочу быть правильно понятым. Я не утверждаю, что «Медиа-Мост» и его охранные службы ни в чем не виноваты. Это дело суда. Но неужели у юриста и человека Путина не возникло чувства отвращения при виде женщин, поставленных лицом к стене. Ведь должно быть еще и стыдно. Не только за государство, но и за себя лично.
Eженедельник «Московские новости» называет это не обыском, а шмоном, так как обыск начинается с появления следователя, а не автоматчиков. Со слов шефа охранной службы «Моста», их пытались остановить, проверить документы, но они сломали турникет. Eсли бы охрана приняла их за грабителей, оказала сопротивление, могла бы пролиться кровь. А может быть, на это очень рассчитывали? Понятые тоже будто бы не представились (!), помогали при обыске (!), следили за людьми «Моста», а не за действиями следователей (!), их имена не внесли в протокол!
Eсли все это правда, то одного этого достаточно, чтобы судить не «Мост», а вдохновителей и организаторов этой очередной блестящей победы наших доблестных спецслужб, выдвинувших к тому же разные версии о цели акции. Это не весь перечень ляпов, допущенных налетчиками, о которых писала пресса. А президент держал паузу. Правда, Б. Немцов на НТВ у E. Киселева успокоил: президент вообще не торопится с публичными высказываниями, к этому де надо привыкнуть и подождать.
Ждем-с. А тем временем в столице состоялся митинг, которого могло бы не быть, если бы Путин хотя бы намеком своевременно выразил свою озабоченность; митинг, на котором прозвучал первый призыв к борьбе за отставку президента, призыв, которого тоже могло и не быть, если бы заявленная президентом прозрачность его политики нашла свое воплощение в данном конкретном случае. И тогда на трибуне не стояли бы парламентарии, которые оказали Путину поддержку от Союза правых сил. Знаковой является и оценка события из уст сторонников сильного государства — читай: силовых структур — и вечных гонителей демократической прессы: Г. Зюганов назвал операцию омерзительной.
Снимок людей в масках в «Комсомольской правде» подписан: «Они зачищают родину». Да, столько доблести и оперативности не помешало бы нашим молодцам в Чечне. Нотам «зеленка», бандиты, горы, наемники, «белые колготки», а главное — стреляют…
Так что же это было? Согласованная акция по устрашению прессы? Сигнал для местных властей — «делай, как я»? Месть ФСБ за критику ведомства? А может, проба их сил и проверка? Трудно сказать определенно. С одной стороны, президент сразу же высказался за свободу прессы и тут же переназначил М. Лесина министром печати и информации, министра, известного своими наездами на демократическую печать, министра, которому Союз журналистов выразил недоверие.
Но, может быть, не все так мрачно, как кажется перепугавшейся общественности? Ведь печатные издания «Моста» не закрыли, НТВ выходит, радио «Эхо Москвы» работает. Не то что у нашего друга Милошевича: без всяких обысков ночью выкинули журналистов из студий, а утром население узнало, что частный канал (тоже НТВ) стал государственным, а демонстрантов разогнали дубинками. Так что не все так плохо. А если сравнивать не с Югославией, а с какой-нибудь республикой Тумбо-Юмбо в Африке, то и совсем хорошо.
P.S. На этой оптимистической ноте я закончил свои заметки сразу после описанных событий. По разным причинам они не были опубликованы. Оптимизма могло бы прибавить сообщение о том, что «Мост» выиграл в суде первой инстанции свой иск о незаконности действий силовиков во время коллективного наезда на холдинг. Но вот уж неделя, как страна снова стоит на ушах — взяли главу холдинга Гусинского. И опять по единодушному мнению и левых, и правых, и центристов — с нарушением законных процедур и излишне строгой мерой пресечения.
Тогда общественности устами пресс-службы президента было сказано о его приверженности свободам слова и прессы. Что он сказал сценаристам и исполнителям «самого красочного после инаугурации мероприятия в России» («Новая газета»)? Неужто всего лишь шаловливо погрозил пальчиком «в кругу своих братишек: орудуй… того… потише» (Маяковский)? Вероятно. А то с чего бы такая борзость?
Высокопоставленные зарубежные коллеги выражали свою озабоченность и улыбались. Улыбался и Путин: «Это мне плохой подарок». Без улыбок отреагировал мировой рынок: после ареста Гусинского стоимость российских акций заметно упала. А это уже плохой подарок России в целом: «общий экономический ущерб от этого специалисты оценивают в десятки миллионов долларов», -пишет «Комсомольская правда». Происки проклятых капиталистов? Отнюдь. Реакция нормальных людей, не привыкших к хамству и боящихся за судьбу своих денег в стране, где так арестовывают бизнесменов, когда президент за границей судачит о реформах и правах человека. Впору хоть заключать пари, кого арестуют или на кого налетят в очередную отлучку президента.
P.Р.S. За переменами в политической погоде не угнаться. Не успел поставить точку — новость: выпустили под подписку о невыезде. С чего это вдруг? Хозяин, который «прокуратурой не командует», велел? Сами поняли, что он никого не зарежет? И почему обвинение так и не предъявлено? И почему вызван был в качестве свидетеля, а не сразу в качестве обвиняемого? И самое главное: почему нельзя было отпустить по подписке сразу, чтоб уж людей-то не смешить?
Но людей смешит и пугает не только прокуратура. Путин тоже стяжал лавры юмориста, когда заявил журналистам, что за сутки не смог установить связь со своим генеральным прокурором. И это президент страны с ядерным оружием, страны, величие которой он постоянно подчеркивает?! Да в том же племени Тумбо-Юмбо с помощью тамтамов это сделали бы за считанные часы.
Но давайте поверим нашему гаранту — все-таки человек на Конституции клялся, у Патриарха благословения испрашивал, лоб крестил. Поверим и в то, что про арест ничего не знал, хотя 90 процентов зрителей НТВ при телеголосовании этому не поверили. Поверим. Но какова в таком случае роль прокуратуры? Не роль ли того пса из популярного мультика, который в отсутствие хозяина похваляется забредшей дворняжке: «Это мое и это мое» — и учиняет в квартире маленький погром? И не хуже ли это, если действительно не знал?
Увы, не получается оптимистической концовки. А видит Бог, хотелось.