X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Город и военные

Такое случается в Тюмени раз в году. В конце июня. Сняты часовые, распахнуты ворота. Военно-инженерное училище (ныне филиал военно-инженерного университета) захватили гражданские лица. Лица в основном женские. Постарше — мамы, юные — невесты и подруги. Училище отмечает выпуск 307 молодых лейтенантов.

Парадные шеренги, солнечные блики на золотых погонах, оркестр, приказ министра обороны России о присвоении первого офицерского звания, вручение дипломов, песни и пляски, демонстрация оружейных приемов и рукопашного боя, прощание со знаменем училища и традиционный дождь брошенных в небо серебряных монет.

Все как раньше. И все по-другому. Прошлогодний выпуск, как и все предыдущие, начиная с июня 1957 года, был мирным. А сейчас в России война. Война необычная — минно-диверсионная. Тюмень и область уже хоронили жертв этой войны: военных, милиционеров и журналиста Сашу Eфремова.

Поэтому команды — строже, поздравления — лаконичны, напутствия — конкретны: останьтесь живыми, берегите своих солдат, любите и помните родных и близких, возвращайтесь после службы в Тюмень. Все по-взрослому, по-фронтовому. Даже театрализованная постановка «Разгром лагеря боевиков и освобождение заложников разведгруппой выпускников тюменского училища» не вызвала аплодисментов. «Понимаю, что игра, — сказал Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, — а тревожно».

О тревоге за страну, за армию говорили командующий войсками Уральского военного округа Герой России (это звание он получил за Чечню) генерал-полковник Александр Баранов и командующий инженерными войсками ВС РФ генерал-полковник Николай Сердцев — выпускник тюменского училища 1970 года. Но они надеются: специальные знания, полученные лейтенантами в Тюмени, помогут обезвредить фугасы и гранатные растяжки, неразорвавшиеся снаряды и забытые мины.

Губернатор области полковник запаса Леонид Рокецкий всегда участвует в церемониях выпуска молодых офицеров. И сейчас вручил отличникам учебы губернаторские стипендии, дипломы и часы с памятной символикой. Каждого спросил: «Куда, сынок?». А в ответ: в Псковскую, Ивановскую, Тульскую воздушно-десантные дивизии… В Софринскую и Наро-Фоминскую бригады спецназначения… В пограничные войска, на Черноморский и Тихоокеанский флоты… Но чаще: «В 58-ю армию…». Это Северный Кавказ. Когда-то получить распределение в курортный Северо-Кавказский военный округ было несбыточной мечтой выпускников училища.

Губернатор сказал то, о чем думали, пожалуй, все стоящие по периметру строевого плаца горожане: «Тюмени повезло — у нее есть военное училище». Без офицеров и курсантов немыслимы официальные массовые торжества. Училище провожает по воинскому ритуалу в последний путь ветеранов Великой Отечественной войны. Выпускники училища, закончившие военную службу, работают во всех областных и городских структурах власти, в общественных объединениях, в бизнесе. Eжегодно училище дает сотни женихов — девушки во все времена любят «военных, красивых, здоровенных…». А случись с городом что-нибудь стихийно-техногенно-эпидемиологическое, то реально спасти его может только училище. Военные дисциплинируют городскую жизнь, вносят в нее своеобразный шарм.

В старину город признавался губернским центром, если там стояли военные. В Тобольске, например, этим стержнем был сформированный Петром I в 1703 году 38-й пехотный полк. А одуревшие от мещанской скукотищи уездные города сбрасывались по рублю, чтобы заманить на временный постой гусар (о, верх блаженства!) или драгун.

Ни Ханты-Мансийск, ни Салехард, ни другие наши нефтяные и газовые города не достигнут восхитительности летних вечеров. Даже если зазвучат там «вальсы Шуберта» и все услышат «хруст французской булки» — не поможет. Не спасут положение окружные милицейские и военкоматовские генералы — возраст не тот. Eсли верить известной песне, то необъяснимый восторг жизни придают юнкера — так когда-то звали курсантов военных училищ.

Этот восторг я испытал вместе с другими высокими гостями, когда смолк военный оркестр и начальник училища, его «батя», генерал-майор Валентин Волохов спокойно (без микрофона — такая была тишина) пригласил зрителей поздравить молодых офицеров. И все смешалось на плацу! Пошло братание военных со штатскими! Женщины кричали «ура!» и в воздух бросали… не чепчики… лейтенантские фуражки.

Когда мы покидали училище, оно почти обезлюдело. Плац подметен, монеты собраны. Группа курсантов младших курсов босиком, в закатанных выше колен камуфлированных штанах азартно играла в волейбол. Ворота захлопнуты. Часовые на посту. Все лейтенанты ушли в город. Теперь он в их власти.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта