«Красная линия» обороны
На вчерашней пресс-конференции, на которой в большинстве шла речь о том, что уже было напечатано в «Тюменском курьере», а именно — о работе нашего мэра в Совете Eвропы, среди прочего прозвучала интересная сентенция Степана Михайловича: в медицине и в экономике все понимают достаточно хорошо.
Я бы, соглашаясь с мэром, добавил еще и третий постулат: все понимают в архитектуре.
Впрочем, да простят меня мои многочисленные друзья и знакомые в архитектурной среде (среди которых только главных архитекторов, бывших и нынешних, четверо), но эта ироничная фраза не так уж неверна.
Да, города строят архитекторы, а живут в них люди. Мне приходилось быть и жить в лабиринтах, созданных некогда в бывшем Свердловске поклонниками и последователями знаменитого Шарля Эдуара ле Корбюзье, -жилая комната на одном этаже, туалет на другом, гостиная на третьем, все это связано запутанными коридорами… Так вот, путешествуя по личной надобности по этим коридорам, я нередко вспоминал слова того же Шарля Эдуара — «В случае чего архитектору остается только посадить вьющиеся растения».
Правда, эта драпировка хорошо получается в солнечной Франции, а не в солнечной Сибири.
Не думайте, что я собираюсь что-либо нехорошее сказать о теперешней тюменской архитектуре. Во всяком случае, не сегодня.
Город состоит из двух больших плоскостей — горизонтальных и вертикальных. Многие вертикальные — радуют глаз. Хотя и пестры, и эклектичны, и вторичны, а может быть, даже третичны. Пока не надоели и кажутся разнообразными после массовой продукции советских домостроительных комбинатов, выпущенной согласно постановлению о преодолении архитектурных излишеств.
Опустим очи долу и поговорим о наших улицах, которые — по рангу областного центра — давно пора бы именовать проспектами. Но рука, даже у самых оголтелых патриотов, что божатся именем Тюмени, не поднимается написать: проспект Республики…
(Кстати, написал — самому понравилось. Пока. Пока не вышел на этот, извините, проспект и не перемерил его в ширину шагами. И ужаснулся. Проспект!).
На вчерашней пресс-конференции Степан Михайлович клеймил пропускную способность тюменских «проспектов», из-за которой… нельзя вести их ремонт в дневное время. Извините, а ездить в дневное время можно?
Я иногда думаю: не иначе тем, кто разрабатывает генеральный план Тюмени, в котором, я надеюсь, определена и ширина улиц, что-то посулила узбекско-корейская фирма УзДЭУ. Она выпускает автомобили «Тико», идеально подходящие для Тюмени, для ее теперешних улиц. Базовая ширина «Тико» -1.40. Можно пускать их по шести в ряд — три туда и три обратно. Шучу. Потому что любимый транспорт в Тюмени — толстопузые джипы. Даже воровская статистика с этим согласна.
Так отчего же при всех перестройках и реконструкциях, при сносах и выдаче разрешений на новое строительство уважаемая архитектура дорогого нашего города держится за древнюю красную линию как утопающий за соломинку?
Никуда не иду. Смотрю из окна рабочего кабинета. Налево. Там маячит новый дом на углу Герцена и Орджоникидзе. Выпялился почти на проезжую часть… Герцена, 72 — сделали пристрой -шаг вперед к проезжей части. Смотрю вправо — новый дом фирмы «Дорцентр» ни на сантиметр не отошел от улицы. Сейчас прямо — снесли автостоянку, готовят новое сооружение… Лепят, лепят и лепят.
А что же будет с улицами? Что строим? «В узких улочках Риги» или Тюмень XXI века? Самое время пересмотреть границы улиц, самое время раскрыть, распахнуть городские кварталы. Нет, архитектурный и административный Скупой Рыцарь боится продешевить, чахнет над каждым квадратным сантиметром городской земли. Но давно пора остановиться и подумать — для кого строим? Что строим, «каменщик, каменщик в фартуке белом»?
Р.S. Я очень дружу с нашими архитекторами и не хотел бы их обижать. Но что поделать — они одни защищают наше время перед будущим.