X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Конкуренция – двигатель прогресса

Очередное собрание городской Думы продолжилось 29 сентября 1908 года. На повестку дня было поставлено 14 вопросов.

Наиболее интересный и значимый для города вопрос касался устройства электрического освещения. Уже не в первый раз обращались в Думу различные просители со своими проектами электрификации, но ни согласия, ни отказа они не получали. Положительный опыт использования электроэнергии уже существовал на Жабынском судостроительном заводе тюменского купца И.И. Игнатова, который еще в 1890 году с помощью небольшой паровой машины (снятой с одного из пароходов), вращавшей простенький генератор постоянного тока, осветил заводские цеха. Горели электролампочки и в домах некоторых богатых предпринимателей. Однако Дума пребывала в сомнениях, а между тем стихийное продвижение электрического освещения продолжалось. Состоятельные люди, имевшие свое дело, купцы и простые обыватели хотели наконец-то приобщиться к благам цивилизации, пожить с комфортом и осветить свои дома, магазины, склады электрическими лампочками. Вероятно, время сомнений и колебаний закончилось. На 24-м собрании городской Думы, состоявшемся 4-5 сентября 1908 года, была создана особая комиссия, собравшая сведения об устройстве электрического освещения в Екатеринбурге, Перми, Омске и других близлежащих городах.

Желание иметь электрическое освещение в городе побудило тюменцев к предпринимательской активности. Техническая контора С.Н. Щербакова уже второй год настоятельно «просила разрешить устройство электрического освещения с поставкою столбов для проводов… за счет конторы» для нескольких состоятельных горожан. При этом С.Н. Щербаков предлагал городу поставить для освещения улиц газокалильные фонари системы Галкина, самые современные и надежные на тот период, на очень выгодных условиях. Однако у технической конторы появился серьезный конкурент в лице германского подданного Ф.Ф. Поля, уже имевшего свою электростанцию в Омске.

Федор Фридрихович Поль предлагал устроить блоковую станцию на 2000 лампочек в центре города. По его проекту предполагалось, что электроэнергия будет отпускаться частным лицам по 30 копеек за киловатт-час. Также он предлагал и городу воспользоваться электрической энергией для освещения улиц и городских зданий по цене 22 копейки за киловатт-час. С открытием станции можно было бы осветить всю Царскую улицу (ныне – улица Республики), а по мере расширения сети осветить и другие улицы. По проекту Ф.Ф. Поля предполагалось установить на станции два двигателя и четыре динамо-машины, чтобы не остаться без освещения. По проекту С.Н. Щербакова речь шла об одной машине.

Ознакомившись с проектом Ф.Ф. Поля, гласные рассмотрели заключение особой комиссии, изучившей вопрос устройства электрического освещения в близлежащих сибирских городах. Надо отдать должное членам комиссии, которые отнеслись к делу очень обстоятельно, по-хозяйски. Прежде всего, гласным была представлена подробная информация об устройстве электрического освещения в городе Перми. Пермская станция была построена на городские средства на 8199 лампочек накаливания.

По первоначальному проекту строительство должно было обойтись в 150 000 рублей, но в процессе строительства проектная стоимость увеличилась еще на 25000 рублей. При эксплуатации станции в первый год чистая прибыль составила 108 рублей 43 копейки. Постепенно она увеличивалась, но, учитывая затраченные средства, предприятие приносило городу лишь убытки. По подсчетам членов комиссии, на рентабельность можно было рассчитывать только через 8-9 лет эксплуатации. Стоимость электроэнергии составляла 27 копеек за киловатт-час.

В Екатеринбурге станция была построена частными лицами по концессии* на 24 года. Стоимость электроэнергии составляла 40 копеек за киловатт-час. Для сравнения в Москве и Санкт-Петербурге электричество обходилось в 35 и соответственно 30 копеек за киловатт-час.

Проект Поля привлек особое внимание комиссии: в случае положительного исхода решения вопроса Федор Фридрихович обещал через 2-2,5 месяца дать освещение городу и частным лицам.

Рассмотрев представленные проекты и отчеты комиссии, гласные отдали предпочтение проекту Поля как более надежному и экономичному. Постановлением Думы предусматривалось следующее: в случае устройства электрического освещения городом на средства из бюджета или концессионным способом господин Поль не будет иметь претензий к другому лицу и разберет все сделанные устройства, не требуя от города никакого вознаграждения.

Последним на рассмотрении стал вопрос об избрании комиссии для предварительного рассмотрения сметы городского управления на 1909 год. По результатам закрытой баллотировки шарами в подготовительную комиссию единогласно были избраны В.П. Бурков, А.Ф. Аверкиев, Н.Л. Панкратьев и И.Е. Решетников.

Рассмотрев 7 вопросов из предложенных 14-ти, собрание пришлось закрыть в связи с выбытием трех гласных.

*Концессия – уступка, передача, отдача права (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. Сиб., 188 154).

Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов.

Что было потом? Потом, как рассказал известный тюменский краевед профессор Копылов, городская власть согласилась на предложение инженера Поля. И в июне-июле 1909 года первая общегородская электростанция была построена. В книге «Окрик памяти» Виктор Ефимович рассказал, как ему удалось, исследуя схему электрических сетей Тюмени установить здание, в котором стояли первые динамомашины. Копылов нашел остатки электростанции на бывшей Крестьянской, потом Войновской и ныне улице Кирова. Под номером 33-35. Копылов цитирует даже жалобы местных жителей, которыми сопровождалось строительство: мол, «столбы опасны в пожарном отношении». Мы не знаем, насколько были правы прежние поколения осторожных тюменцев, однако, в нынешних протоколах пожарных дознавателей чаще других называется причина появления «красного петаха» – «в связи с неисправностью электропроводки».

А к 1912 году в одном квартале от первой была построена новая электростанция – на углу нынешних улиц Кирова и Ленина. С толстенными метровыми стенами. Здание это до наших дней не сохранилось, хотя до XXI века добралось благополучно – конечно, не в виде электростанции, а как жилой дом с надстроенным вторым этажом Хотя многометровый мощный фундамент мог выдержать еще парочку этажей. Потом участок был отдан под новую застройку, и фирма САиД уже несколько лет возводит на этом месте очередную громаду. Обществу любителей электричества, если такое образуется, останется лишь украсить этот угол памятной доской.

***
фото: точная копия старого фонаря;бывшая электростанция сохранилась только на картине художника Александра Чемакина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта